ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 10

Иудейские прозелиты являются идеальным адресатом для аргументации в «Диалоге...». IV. Литературные особенности. Сочинение написано в жанре классического диалога. Литературные особенности, а также обилие параллелей с диалогами Платона и его школы позволяют исследователям говорить о том, что именно они являются жанровым ориентиром для труда Иустина Философа. Начитанность в платоновских текстах была одной из характерных черт образованного человека в Античности, Иустин Философ использует именно эту литературную форму как одну из наиболее знакомых ему со школьной скамьи. Выбор литературной формы «Диалога...» также связан с расцветом платонизма во II в. На это же время приходится расцвет «второй софистики», способствовавшей обращению к классическому наследию и воспроизведению его как образца. «Диалог...» Иустина Философа – пересказанный (рамочный) диалог, автор которого умело и на свой манер использует литературные приёмы диалогов платоновского корпуса. По композиционным особенностям эти диалоги исследователи делят на диалоги, написанные в прямой драматической форме, и диалоги, пересказанные Сократом или одним из его учеников, тем самым имеющие «рамку». В «Диалоге...» Иустин Философ точно воспроизводит литературную рамку, характерную для пересказанных диалогов платоновского корпуса (диалоги Платона «Федон», «Пир», «Евтидем», «Хармид», «Лисид», «Протагор», «Государство», «Парменид», а также диалоги его школы «Эриксий», «Аксиох» и «Соперники»). При этом исследователи отмечают, что восприятие Иустином Философом литературной традиции платоновского диалога глубже, чем воспроизведение отдельных образов и случайные текстуальные заимствования. Поскольку тексты Платона являются для «Диалога...» литературным образцом и общекультурным фоном, параллели с ними, по мнению исследователей, носят не случайный, а вполне систематический характер. «Диалог...» содержит все основные элементы рамки пересказанных диалогов Платона: указание на время и место, особенности начала и завершения беседы, описания образов и поведения действующих лиц, их взаимоотношений и духовного состояния в ходе беседы, философский характер беседы, – что делает произведение развитым по форме и глубоким по содержанию литературным текстом. Таким образом, «Диалог...» представляет собой единственное в своём роде произведение раннехристианской литературы, в котором автор использует литературную форму рамочных диалогов Платона для выражения христианского содержания. V. Участники диспута. Главным оппонентом Иустина Философа в «Диалоге...» выступает Трифон, эллинизированный иудей, «еврей обрезанный», беглец, покинувший родину в дни Иудейской войны и живущий на момент беседы с Иустином в Элладе. Трифон интересуется греческой философией и знаком с мифологией. Следуя совету ученика Сократа – Коринфа из Аргоса, он обращается с беседой к незнакомому философу. Выяснив, что его собеседник – христианин, Трифон продолжает диалог с ним, нарушая этим предписание иудейских учителей, согласно которому общение с христианами запрещалось. Трифон признаётся, что читал Евангелия и даёт «заповедям христиан», изложенным в них, высокую оценку. При этом он является защитником традиционных для иудаизма взглядов на Священное Писание Ветхого Завета и не соглашается с его христианским пониманием.

 



 
PR-CY.ru