ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 9

1. Язычники и христиане. По мнению Г. Ремьюса, «Диалог...» адресован язычникам, а также христианам, живущим в окружении язычников и иудеев. Иустин Философ показывает, что сама по себе философия без опоры на Божественное Откровение не может достичь истины. Он стремится доказать, что иудейское Писание и его христианское толкование одинаково являются «плодами Единого Духа Боговдохновения и Откровения». Другие ученые (П. Прижан, Х.Ф. фон Кампенхаузен, Л. Гастон) подчёркивают сильное влияние на содержание и аргументацию «Диалога...» угрозы ересей, в особенности гностицизма (например, аргументация и выражения, направленные против последователей Маркиона; в частности, постоянное отождествление Бога Писания с Творцом всего, Отцом и Всемогущим). Согласно Л. Гастону, христианские авторы II в. обращались не к иудеям, но к язычникам, которые интересовались христианством, а также к самим христианам: использование Ветхого Завета в антииудейской литературе было направлено не на доказательство Божественной природы Христа иудеям, а на убеждение христиан в том, что Священное Писание иудеев совместимо с верой во Христа. 2. Иудеи и христиане. Согласно С. Уилсону, «Диалог...» адресован христианам для укрепления их веры и защиты от иудейской пропаганды, а иудеям – для обращения их в христианство. Основные аргументы Т. Стилианопулоса: миссионерский характер «Диалога...» и присутствующие в тексте доказательства иудейского прозелитизма; отличие в отношении Иустина Философа к оппонентам-иудеям от позиции авторов других антииудейских сочинений, начиная с «Послания апостола Варнавы» и заканчивая Иоанном Златоустом (примирительный тон Иустина Философа и осуждение иудеев другими авторами связаны с разными целями этих сочинений); абсолютный авторитет Священного Писания для обеих сторон; предполагаемое автором знание читателем Священного Писания, библейских реалий и Евангелий (ср. адресованные язычникам «Апологии», где Иустин Философ находит нужным рассказать о происхождении Септуагинты, пояснять упоминаемые в ней детали); обсуждение темы избранности Израиля. В «Диалоге...» встречается значительно больше цитат и аллюзий на Ветхий Завет по основным темам иудео-христианской полемики, нежели в предназначенных для язычников «Апологиях». Темы, которые относятся к языческой культуре, затрагиваемые в Апологиях, полностью отсутствуют в «Диалоге...» (например, стоическая концепция Логоса; положительное отношение к философам и их учениям). 3. Образованные язычники. Согласно Дж. Льё, упоминание в «Диалоге...» Марка Помпея, которого она считает непосредственным адресатом сочинения, а также многочисленные параллели с диалогами Скората предполагают образованную языческую аудиторию. 4. Иудейские прозелиты. Некоторые исследователи видели иудейских прозелитов и в спутниках Трифона. В «Диалоге...» термин «прозелиты» употребляется преимущественно в связи с иудаизмом (язычники, стремящиеся к принятию иудаизма). В этой же связи в тексте упоминаются «боящиеся Бога». В значении «прозелиты истинной веры», т.е. христианства, слово встречается в «Диалоге...» дважды, причём Иустин Философ использует здесь сравнение с иудейскими прозелитами.

 



 
PR-CY.ru