ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 8

Изначальное деление «Диалога...» на две книги, отсутствующее в рукописи, подтверждается указаниями в «Священных параллелях» Иоанна Дамаскина, где цитата из рукописи сопровождается надписанием «Святого Иустина... из второй книги к Трифону» и аналогичным примечанием в катенах на Пс. 2:3. Исследователи полагают, что указанный пропуск содержал описание завершения первого дня беседы и начала второго. Например, в первый день беседы Трифон отмечает, что день уже на исходе. В другом месте Иустин Философ предлагает собеседникам обдумать слова Священного Писания, когда они вернутся домой. Во второй день беседы Иустин Философ семь раз упоминает о том, что обсуждалось «вчера» и о чём говорится «сегодня», причём ему приходится повторять отдельные высказанные накануне мысли для вновь пришедших. Наконец, Иустин Философ отмечает, что «солнце уже на западе», т.е. это означает завершение второго дня беседы. В конце разговора Трифон упоминает о намерении Иустина Философа в ближайшее время отплыть на корабле, что предполагает предварительное замечание об этом самого Иустина Философа, которого нет в сохранившемся тексте «Диалога...». Исследователи не могут предположить, что Иустин Философ, тщательно описывавший все подробности диалога, поведение слушателей и даже их жесты, обошёл молчанием столь существенный момент, как перерыв в беседе и её возобновление на следующий день. II. Адресат, место и время написания. В заключительной части сочинения Иустин Философ обращается к некоему Марку Помпею. По мнению исследователей, это имя также упоминалось в утраченном вступлении «Диалога...» (ср. обращение «любезнейший»). Место описываемой беседы в сохранившемся тексте прямо не называется. Согласно косвенным указаниям, события происходят в приморском городе, где Иустин Философ обратился в христианство. Евсевий Кесарийский, возможно, основываясь на утраченном вступлении к «Диалогу...», уверенно называет местом беседы город Эфес. Автор «Диалога...» указывает, что его действие происходит во время второй Иудейской войны, вызванной восстанием под предводительством Бар-Кохбы (132–135 гг.). Война заставила иудея Трифона покинуть родину, «о бывшей в Иудее войне» говорят спутники Трифона перед началом его беседы с Иустином Философом. Указание на фактическое время написания сочинения также содержится в его тексте: в одном из ответов собеседникам Иустин Философ ссылается на своё письменное прошение императору. Таким образом, «Диалог...» был написан после Апологий, т.е. позднее 153–154 гг., но до 161 г., времени смерти императора Антонина Пия, правление которого, как это следует из «Диалога...», ещё продолжалось во время составления Иустином Философом текста. Место написания «Диалога...» исследователям неизвестно. III. Предполагаемая аудитория. Существуют различные мнения исследователей относительно главного адресата «Диалога...».

 



 
PR-CY.ru