ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 7

Он призывает справедливо исследовать обвинения против христиан, для чего обещает показать их жизнь и учение, считая это своей обязанностью (глава 3). Прежде всего, Иустин Философ опровергает основные обвинения в адрес христиан и показывает, что: одно именование человека себя христианином не является доказательством его вины; обвинения христиан в безбожии происходят по наущению злых духов, почитаемых язычниками за богов – христиане же поклоняются истинному Богу Отцу, Его Сыну и «пророческому» Духу; христиане невиновны в приписываемых им преступлениях, их учение возвышенно (главы 4–12). Далее Иустин Философ приступает к изложению христианского вероучения (главы 13–60), истинность которого подтверждается переменами в жизни обратившихся ко Христу язычников. В заключение Иустин Философ описывает христианское богослужение (таинства крещения и евхаристии – главы 61–67) и, напоминая о грядущем Суде Божьем, просит императора не осуждать и не казнить невиновных (глава 68). Для подтверждения своей правоты Иустин Философ прилагает копию рескрипта императора Адриана к Минуцию Фундату (проконсул Асии в 123–124 гг.), предписывающего судить христиан на основании формального судопроизводства и наказывать их только за преступления, а не в угоду толпе. Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, изначально в «Апологии» приводился латинский текст рескрипта, который был переведён на греческий Евсевием. Вследствие утраты латинского оригинала рукописная традиция первой «Апологии» сохранила именно греческий текст Евсевия Кесарийского, который позднее снова был переведён на латынь Руфином Аквилейским. IV. Содержание второй «Апологии». Сохранившийся текст малой «Апологии», начало которой утрачено, начинается с описания Иустином Философом недавних событий – несправедливой казни Птолемея и двух других христиан префектом Рима Урбиком по доносу язычника за исповедание ими своей веры. Раскрывая произвол в отношении христиан и их бесправность, Иустин Философ говорит, что и сам наверняка претерпит смерть от таких гонителей, как Крискент (глава 3). Далее апологет отвечает на насмешки язычников относительно мученичества христиан: почему последние не убивают себя сами, и почему Бог не защищает их от мучений. Демоны, не терпящие всех удаляющихся от зла, особенно ненавидят христиан, возбуждая против них гонителей. Иустин Философ показывает превосходство учения Христова над человеческими учениями и опровергает обвинения его последователей в нечестии. «Диалог с Трифоном иудеем». I. Рукописная традиция. Подобно «Апологиям», текст «Диалога...» сохранился в парижской рукописи и в её лондонской апографе. В тексте рукописи исследователи встречают многочисленные лакуны, наиболее значительными из которых считаются начало сочинения и пропуск в главе 74, по мнению исследователей, связанный с делением «Диалога...» на две книги, отражающие два дня беседы Иустина Философа с Трифоном и его друзьями. Теодор Цан доказал, что одна лакуна достаточно велика (утраченный текст мог занимать один или несколько рукописных листов).

 



 
PR-CY.ru