ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 6

Если исключить ошибку переписчика, то в таком случае «Апология», по мнению исследователей, была составлена раньше конца 138 – начала 139 гг., времени получения Марком Аврелием этого титула. Подобное предположение исследователи считают маловероятным, т.к. название «любитель наук», подразумевавшее изучение свободных искусств, не могло быть отнесено Иустином Философом к Луцию Веру, которому в это время было лишь девять лет. Марк Аврелий, к любомудрию которого Иустин Философ взывает наряду с благочестием его приёмного отца, начал изучение стоицизма после достижения 25-летнего возраста (около 146 г.) и раньше не мог именоваться Иустином Философом «философом». На основании этого факта нижней временной границей составления «Апологии» исследователи считают 147 год (вступление Марка Аврелия в обязанности соправителя). Верхней временной границей они считают 161 год (смерть Антонина Пия и начало соправления Марка Аврелия и Луция Вера). Некоторые фразы из «Апологий» позволяют исследователям определить возможное время их написания более точно. Иустин Философ говорит о рождении Христа за 150 лет при Квиринии (ср.: Лк. 3:23) – это позволяет исследователям предположить, что «Апология» была составлена между 147 и 154 гг. Говоря о воздержанной жизни христиан, Иустин Философ упоминает о прошении юноши-христианина в адрес александрийского префекта Феликса. Из префектов Александрии во II в. исследователям известен только один, носивший подобное имя – Луций Мунаций Феликс, исполнявший обязанности префекта Египта в 148–154 гг. Казнь трёх христиан, описанная во второй «Апологии», была совершена по приговору Квинта Лоллия Урбика, бывшего префектом Рима около 146 – 161 гг. Евсевий Кесарийский, повествуя в «Хронике» о выступлении Крискента против Иустина Философа, относит его ко второму году 233-й Олимпиады, т.е. к 153–154 гг. В пользу этого времени составления «Апологии» говорит также и то, что в 153 г. Луций Вер, не принимавший до этого непосредственного участия в правлении, вошёл в сенат. Тем самым он стал заметной фигурой в жизни империи и начал упоминаться в подаваемых на императорское рассмотрение прошениях. Таким образом, большинство исследователей относят составление «Апологий» ко времени около и несколько позднее 153 г. Наиболее вероятным местом написания «Апологий» исследователи считают Рим, в пользу которого говорят описания событий во второй «Апологии». III. Содержание первой «Апологии». С точки зрения риторики первая «Апология» представляет собой libellus – ходатайство частного лица, обращённое к императору, цель написания которого заключалась в призыве к изменению политики империи по отношению к угнетаемым христианам. Во вступлении (главы 1–3) Иустин Философ обращается к императору Антонину Пию, его приёмным сыновьям Марку Аврелию и Луцию Веру, к священному сенату и всему римскому народу с прошением о людях, несправедливо ненавидимых и гонимых, называя себя одним из них. Поскольку философы и люди благочестивые «должны уважать и любить только истину» и даже под страхом смерти «стараться соблюдать правду в словах и поступках своих», апологет предлагает вниманию императора дело христиан в надежде на непредвзятость его суда: «Вы называетесь благочестивыми и философами и слывёте везде блюстителями наук: теперь окажется, таковы ли вы на самом деле» (глава 2).

 



 
PR-CY.ru