ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 5

Евсевий Кесарийский приводит цитаты из него, по мнению исследователей, на основании текста Иринея Лионского. Вопрос о том, представляет ли собой трактат «Против Маркиона» отдельное сочинение или часть «Сочинения против всех появлявшихся ересей», остаётся открытым. Из сохранившихся у различных авторов под именем Иустина Философа фрагментов, которые не являются частями его дошедших до настоящего времени аутентичных сочинений, подлинными исследователи признают три: цитата о Боге Отце из сочинения «Против Маркиона», фрагмент о сатане и фрагмент о подобии демонов разбойникам. Фрагменты трёх сохранившихся аутентичных сочинений Иустина Философа и аллюзии на них есть в трудах многих древних авторов, прежде всего, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (12 отрывков из «Апологий» и пять из «Диалога...») и в «Священных параллелях» Иоанна Дамаскина (восемь отрывков из «Апологий» и один из «Диалога...»). Апологии. I. Рукописная традиция. Полный текст «Апологий» содержится в двух рукописях: парижской и в её лондонском апографе 1541 г. Свидетельство Иустина Философа о совершении крещения, евхаристии и воскресного богослужения сохранилось в рукописях XVI, XVII и второй половины XVI в., в латинском переводе 1564 г. и Mрукописи 1565 г. В парижской рукописи первой помещена краткая «Апология в защиту христиан к римскому сенату», традиционно разделяемая в изданиях на 15 глав. За ней следует более пространная «Апология вторая в защиту христиан к Антонину Пию», состоящая из 68 глав. После издания «Апологий» П. Мараном (1742 г.) издатели помещали и называли пространную «Апологию» первой, краткую – второй (так называемая малая, II Apol.). Начало малой «Апологии» утрачено, сохранившийся текст содержит отсылки на отсутствующие в ней мысли, соотносимые с представленными в, по мнению исследователей, предшествовавшей ей первой «Апологии». На основании этого, а также несколько тезисного характера второй «Апологии» исследователи подняли вопрос о взаимном отношении этих текстов и о количестве «Апологий» Иустина Философа. В современной науке существует три подхода к этой проблеме: две «Апологии» – два отдельных труда; вторая Апология – дополнение к первой (так называемая теория приложения, впервые выдвинутая Дж. Грейбом и широко распространённая среди исследователей; обе «Апологии» – единый текст, который, согласно гипотезе Э. Шварца, мог быть разделён переписчиком на две части под влиянием свидетельства Евсевия Кесарийского о двух «Апологиях» Иустина Философа. II. Адресат, время и место написания. Основанием для установления времени написания «Апологий» (если не учитывать гипотезу самостоятельности малой «Апологии»), по мнению исследователей, служит адресат первой «Апологии» – император Антонин Пий, его приёмные сыновья Марк Аврелий и Луций Вер, сенат и римский народ. Сохранённое рукописью надписание «Апологии» вызывает у исследователей ряд исторических и текстуально-критических затруднений, связанных, прежде всего, с отсутствием титула «кесарь» у Марка Аврелия («Вериссима философа»).

 



 
PR-CY.ru