ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 3

Среди шести мучеников, пострадавших с Иустином Философом, имена пятерых наиболее часто встречаются среди рабов и вольноотпущенников (социальный статус Хариты исследователями не определён, т.к. её имя зафиксировано в Риме лишь «Актами Иустина»). В столице империи, где находились представители многих религий и философских течений, Иустин Философ обращался не только к христианам, но и участвовал в публичных диспутах с иудеями и языческими философами. Он пишет об одном из таких диспутов, который произошёл в Риме с неким киником Крискентом. По мнению Иустина Философа, Крискент, в силу того что всенародно обвиняет христиан «в угоду и удовольствие обольщённой толпе» в безбожии и нечестии, «не стоит того, чтобы называть его философом». Далее Иустин Философ рассказывает, что, задав Крискенту ряд вопросов, «доказал, что он вовсе ничего не знает» и предложил императору проверить истинность своих слов, повторив диспут с Крискентом в его присутствии. Подобная смелость Иустина Философа, столь уверенно готового отстаивать невиновность христиан и истинность их учения перед лицом императорской власти, может свидетельствовать о его явном успехе в подобных диспутах. Согласно «Актам Иустина», в дни второго пребывания Иустина Философа в Риме он и шесть его учеников были арестованы и предстали перед судом префекта Квинта Юния Рустика (163–168 гг.), философа-стоика и учителя императора Марка Аврелия. На вопрос префекта об учении, которого придерживается Иустин Философ, мученик ответил: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». Далее Иустин Философ исповедал веру в Бога «Творца мира и Создателя всей твари» и «Господа Иисуса Христа Отрока Божия, о Котором предсказано было пророками, что Он придёт к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». После того как Иустин Философ и его ученики решительно исповедали себя христианами, префект Рустик спросил, уверен ли Иустин Философ в том, что после бичевания и казни он взойдёт на небо? «Надеюсь благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает благодать Божья». Несмотря на угрозы префекта, мученики отказались принести жертвы идолам, после чего были подвергнуты бичеванию и обезглавлены. Распространённое в литературе мнение о причастности к смерти Иустина Философа киника Крискента основывается на свидетельстве об этом Евсевия. Сам Иустин Философ выражал опасение, что претерпит смерть по вине Крискента, который, по словам Татиана, называя себя философом-киником, настолько боялся смерти, что старался причинить её как зло и Иустину Философу, и ему «за то, что Иустин, проповедуя истину, обличал философов в сластолюбии и лжи». При этом Татиан не уточняет, удалось ли намерение Крискента по отношению к его учителю. Исследователи полагают, что приняв во внимание дошедшие до него свидетельства церковных писателей о мученической кончине Иустина Философа и слова самого Иустина Философа и близкого ему ученика Татиана, Евсевий заключил, что именно «козни Крискента» привели к смерти Иустина Философа.

 



 
PR-CY.ru