ИЛЛИДИЙ

ИЛЛИДИЙ (ум. в 384/385 г.) – четвёртый епископ города Арверн (ныне Клермон-Ферран, Франция), святой (память в Западной церкви 5 июня, 7 июля). О жизни Иллидия исследователям известно мало. Григорий Турский в отдельном повествовании в «Житии отцов» рассказал о посмертных чудесах Иллидия (эти сведения перемежаются нравственными назиданиями). Такой же характер у Григория Турского носят и главы, посвящённые Иллидию, в «Истории франков» и в сочинении «О славе исповедников». Более подробным является Житие Иллидия (датировка исследователям неизвестна), входившее в несохранившийся бревиарий из монастыря Сент-Алир в городе Клермон. Около 1681 г. это Житие было переписано монахом Жаком Бардьоном и включено в составленную им историю аббатства (в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже). Исследователи  полагают, что несколькими десятилетиями раньше тот же текст послужил основой для французского переложения Жития, составленного августинцем Жаком Браншем. По фрагментам, которые исследователи обнаружили в Национальной библиотеке Франции в конце 1960 гг. (начала ХII в. и середины XI в.), им известно ещё об одном Житии Иллидия середины XI в., принадлежащем монаху Винебранду из Сент-Алира. Исследователи полагают, что Иллидий происходил из аквитанской знати. Его родители владели имением Далет (ныне Далле, близ Клермон-Феррана). Родителей Иллидия обратил в христианскую веру св. Австремоний, первый епископ города Арверна. В Житиях Иллидия упоминается его дядя Корбе, состоятельный аристократ, который, не имея потомства, оставил своё имущество племяннику. Из-за наследства Иллидий оказался причастен к тяжбе, которую он выиграл благодаря чудесному явлению перед судьями почившего дяди. Согласно Григорию Турскому, около 370 г. Иллидий стал преемником св. Легонтия (Легона) на Арвернской епископской кафедре. Среди описаний чудес, совершённых Иллидием при жизни (изгнание демонов, воскрешение мёртвых), исследователи особо выделяют рассказ о принесении святым в Арверн руки св. Климента, епископа Римского. По преданию, после мученической кончины Климента ангелы выстроили в море близ Херсонеса над его телом храм. Ежегодно в день мученичества Климента море отступало на семь дней на 3 мили, так что храм оказывался на суше, и верующие могли посуху приходить к нему, чтобы поклониться мученику. Иллидий, узнав об этом, пожелал получить часть мощей св. Климента для только что выстроенной им церкви в Арверне. Прибыв в Херсонес, Иллидий молился в храме перед гробницей святого, когда св. Климент открыл крышку саркофага и протянул Иллидию свою руку. Драгоценная реликвия в раке за печатью Иллидия была помещена в специально построенной капелле. Исследователи полагают, что существовала краткая повесть о перенесении Иллидием мощей св. Климента в Арверн, на которую ссылается составитель Жития Иллидия из бревиария монастыря Сент-Алир. Повесть, по мнению исследователей, была составлена в связи с открытием раки с мощами св. Климента при епископе Бегоне (конец 980 – около 1010 гг.) и перенесением их в Клермон. Согласно этому сочинению, узнав о кончине Климента, с которым его связывала дружба, Иллидий отправился в Херсонес и привёз оттуда руку мученика.

 



 
PR-CY.ru