«ИУДЫ ПОСЛАНИЕ» - Страница 5

Наиболее надёжным аргументом в пользу палестинского происхождения автора «Послания Иуды» исследователи считают использование им древнееврейского текста Писания. Исследователи нередко утверждали, что в основе скрытых цитат из Ветхого Завета в «Послании Иуды» лежит текст Септуагинты. Из-за отсутствия прямых цитат проверка этого суждения для исследователей затруднена, однако осмысление автором «Послания Иуды» библейских сюжетов говорит, скорее, о наличии у него текста, близкого к масоретскому. Исследователи проводят чёткую параллель между Иуд. 12 и Притч. 25:14, обращая внимание на лексическое сходство между фразой «Послания Иуды» и текстом Септуагинты. Однако это сходство, по мнению исследователей, затрагивает базовую лексику древнегреческого языка, т.е., работая с древнееврейским текстом, автор не мог бы по-другому выразить эти понятия. В то же время исследователи отмечают, что по содержанию Иуд. 12 ближе к масоретской версии Притч. 25:14: «Облако и ветер без дождя – человек, который ложно похваляется своими дарованиями» (ср. в Септуагинте: «Как ветры и облака и сильные дожди – таковы ложно похваляющиеся дарованиями»). Образ безводных облаков имеет принципиальное значение в контексте Иуд. 12, поэтому обращение к древнееврейскому тексту в качестве источника аллюзии в данном случае для исследователей бесспорно. Аналогична ситуация со стихом 13, отсылающим к Ис. 57:20. Текст «Послания Иуды» ближе к древнееврейской версии («А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь»), чем к Септуагинте («беззаконники – как (волны,) бушующие и не способные успокоиться»). При бесспорности обращения автора к древнееврейскому тексту исследователи отмечают, что Септуагинта всё же входила в круг чтения автора, ибо из неё заимствуется несколько редких слов: «неспотыкающийся» (3 Мак. 6:39), «ропщущий» (Исх. 16:7–9, 12; Прем. 1:10). В качестве второго аргумента исследователи обычно указывают на параллели с раввинистическими экзегетическими методами (например, композиционная организация по принципу мидраша, особые вводные формулы для толкований), однако эти параллели носят самый общий характер. Третьим аргументом исследователи считают представление о ритуальной нечистоте, выраженное в «Послании Иуды». Соответствующие предписания закона Моисеева ни разу не озвучиваются в «Послании Иуды», однако ряд спорных мест в тексте исследователи объясняют как скрытое указание на правила ритуальной чистоты. Так, сомнения у исследователей вызывает стих 23: «…Обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью». Исследователям не совсем ясно, что именно понимать под «одеждой, осквернённой плотью» и какое отношение эта одежда имеет к обличению. Призыв автора «Послания Иуды» исследователи готовы понять в перспективе предписаний Ветхого Завета: одежда ритуально нечистого человека также считалась нечистой, и прикоснувшийся к ней считался нечистым. Однако причины ритуальной нечистоты в большинстве случаев не были связаны с нравственным достоинством человека, между тем призыв к обличению подразумевает этические и вероучительные проблемы.

 



 
PR-CY.ru