«ИУДЫ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

Это пророчество из «Апокалипсиса Еноха», которое приводится как авторитетное свидетельство древности (в композиционной схеме Р. Бокема это тип «A Very Ancient Prophecy») и соотносится с апостольским пророчеством, взятым из второго «Послания апостола Петра» (в терминологии Р. Бокема – «A Very Modern Prophecy»). Исследователи говорят также о кольцевой композиции «Послания Иуды». Вступление письма (стихи 3–4) по содержанию непосредственно соотносится с основной частью послания. Вступление раскрывает две темы: 1) увещание, призыв «подвизаться за веру, однажды преданную святым». Здесь затрагивается ещё один принципиальный вопрос – понятие о преемственности, единстве предания древних святых и их современных последователей; 2) обличение ложных учителей. Этим темам соответствуют две части основного текста послания: стихи 5–16 для второй темы и стихи 17–23 для первой. Таким образом, «Послание Иуды» открывается и завершается одной и той же темой. Призыв к чистоте веры (стих 3) становится лейтмотивом «Послания Иуды»: с него начинается обращение к верным («Возлюбленные! ...я почёл за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру...») и этим же призывом, пространно объяснённым во второй части, «Послание Иуды» заканчивается; в этом же призыве достигается кульминация. Вторая тема введения – обличение учителей (стих 4) – получает непосредственное раскрытие в последующих стихах (5–16, т.е. в первой части). Таким образом, тематически послание имеет структуру A-B-B1-A2. Двухчастная структура осложняется переходным текстом, каковым является пророчество Еноха (стихи 14–15). Слова Еноха имеют обличительный характер, т.е. тематически примыкают к первой части «Послания Иуды»; но вместе с тем древность пророчества о лжеучителях означает также древность предания, хранящего истину: автор подчёркивает, что Енох – «седьмой от Адама», а во вступлении говорит о том, что христиане призваны хранить веру, переданную древним святым. Тем самым пророчество Еноха соотносится со стихом 3 и со второй частью «Послания Иуды». Исследователи отмечают, что пояснения к аллюзиям, даваемые автором «Послания Иуды», не несут характера формальных экзегетических комментариев, однако они имеют ряд признаков, выделяющих эти пояснения как особый тип высказывания. В описаниях ветхозаветных и апокрифических сюжетов используются формы прошедшего или будущего времени, раскрывающие соответственно историческую или эсхатологическую перспективу (исследователи находят показательной форму «прошедшего пророческого» в Иуд. 14 – «погибли», хотя речь идёт о наказании мятежника Корея, которое по отношению к лжеучителям ещё только должно совершиться). Между тем пояснения к аллюзиям изложены формами настоящего времени, выражающими мысль об исполнении прообразов и пророчеств. Все пояснения открываются вводными формулами: стих 8, который представляет собой комментарий к стихам 5–7, начинается словами «точно также...», стихи 10, 12, 16 открываются словом «эти [люди]») (это же слово используется и в стихе 8, а также в стихе 19 – комментарии к новозаветному пророчеству). К этой особенности языка «Послания Иуды» Р. Бокем находит большое число параллелей в кумранских комментариях. Т

 



 
PR-CY.ru