«ИУДЫ ПОСЛАНИЕ» - Страница 2

В послании Амфилохия Иконийского к Селевку, также вошедшем в канонический корпус Православной церкви, «Послание Иуды» упоминается с оговоркой: «Некоторые же принимают три Иоанновых и, кроме них, два Петровых и седьмое Иудино». Каноничность «Послания Иуды» признали Лаодикийский и Карфагенский соборы. Для понимания композиции «Послания Иуды» исследователи учитывают то обстоятельство, что автор не стремился изложить эксплицитное богословское учение. Его цель – обличить, но не описать предмет полемики. Мысль автора, по мнению исследователей, раскрывается в последовательности образов, а не в логически мотивированной аргументации. Стратегия автора «Послания Иуды» заключается в том, что он приводит большое число аллюзий на библейские и апокрифические тексты, предлагая эти аллюзии в качестве сравнений и метафор, раскрывающих нравственное падение обличаемых им людей. Эти аллюзии служат как средством авторской экспрессии, так и доказательством того, что проблемы, с которыми столкнулась христианская община, были предсказаны в древности, и христиане должны быть к ним готовы. На первый взгляд, эти аллюзии не обладают композиционно значимой последовательностью. Автор не акцентирует внимание на каждом отдельном образе (падшие ангелы, жители Содома и Гоморры, Каин, Корей; безводные облака, бесплодные деревья и т.д.). Исследователи отмечают, что приводимые образы, за исключением тех, которые в стихе 9 в споре архангела Михаила с дьяволом, производят впечатления традиционных эмблем, выражающих одну и ту же идею. Аллюзии составляют большую часть «Послания Иуды» (стихи 5–15). Р. Бокем характеризует эту часть как мидраш, однако многие библейские и апокрифические примеры не получают конкретного истолкования в «Послании Иуды». Автор не приводит ни одной ветхозаветной цитаты, между тем структура мидраша предполагает наличие конкретного текста, который комментируется, а также активное использование параллельных текстов. Жанр мидраша (учитывая то, что для I в. с уверенностью о существовании этого жанра исследователи говорить не могут) был бы слишком спекулятивным для основной задачи «Послания Иуды» – выразить негодование, пастырское осуждение, предостеречь. Спекулятивность и схематичность были как раз теми качествами, которых автор стремился избежать. Вместе с тем исследователи говорят о достаточно жёстком принципе, организующем последовательность библейских аллюзий и кратких комментариев к ним. Р. Бокем описывает симметричную композицию стихов 5–19. В стихах 5–7 представлены три ветхозаветных образа отступников (роптавших во время исхода, павших ангелов и жителей Содома и Гоморры), стихи 8–10 дают краткую экзегезу и включают дополнительную аллюзию (историю архангела Михаила и дьявола). Стах 11 вводит трёх других ветхозаветных персонажа (Каина, Валаама, Корея), далее даются экзегетический комментарий и дополнительные аллюзии. Стихи 14–15 завершают перечень ветхозаветных персонажей, и вместе с тем они открывают новый тематический раздел: обращение к пророчествам, которые относятся к последнему времени.

 



 
PR-CY.ru