«ИУДЫ ПОСЛАНИЕ»

«ИУДЫ ПОСЛАНИЕ» – в составе Нового Завета одно из Соборных Посланий, автором которого традиционно считается Иуда, брат Господень. Древнейшим свидетельством (как полагают исследователи, доникейского периода) текста «Послания Иуды» является папирус III/IV в., содержащий фрагменты первого и второго «Посланий Петра» и полный текст «Послания Иуды», а также папирус III/IV в. (содержит только часть «Послания Иуды»). Огромное значение для исследователей имеют свидетельства трёх великих кодексов IV в.: Синайского, Александрийского и Ватиканского. К числу важнейших памятников текста «Послания Иуды» исследователи относят также кодексы V в. (отсутствует часть «Послания Иуды»); Российской национальной библиотеки IX в. (содержит часть «Послания Иуды»); папирус VIII/IX в. (полный текст «Послания Иуды») и фрагментарная рукопись (содержит часть «Послания Иуды»). Исследователи отмечают, что рукописи не имеют разночтений принципиального характера, за исключением двух вставок в папирусе: слово «Господь» заменено на «Бог Христос», что, по мнению исследователей, помимо сильного догматического акцента предполагает экзегетическую установку, ибо в тексте речь идёт о ветхозаветном событии – Исходе евреев из Египта; в Иуд. 24 изменено заключительное славословие. В ранней церкви вопрос о каноническом статусе «Послания Иуды» осложнялся проблемой литературных источников текста. Автор «Послания Иуды» придаёт большое значение апокрифической книге Еноха, не только давая аллюзии на эту книгу (например, Иуд. 6) или приводя непрямые, но узнаваемые цитаты (повествование о споре архангела Михаила с дьяволом – Иуд. 9), но и цитируя текст с указанием авторства и придавая этому тексту значение авторитетного и достоверного пророчества (Иуд. 14–15). Исследователи полагают, что именно с этим обстоятельством связаны сомнения, о которых упоминают Ориген, Евсевий Кесарийский и Дидим Слепец. В каноне Муратори «Послание Иуды» (как и Cоборные Послания Иоанна) названо после маркионитских текстов, приписанных апостолу Павлу, и им противопоставляется: «Ходит ещё (послание) к Лаодикийцам, (и) дpyгое – к Александpийцам, (оба) ложно пpиписаны Павлy для (pаспpостpанения) еpеси Маpкиона, и ещё несколько дpyгих, котоpые не могyт быть пpиняты Вселенской Цеpковью, ибо негоже жёлчь смешивать с мёдом. Кpоме этого, ещё и Послание Иyды и два вышеyпомянyтого (или «носящие имя») Иоанна считаются (или «использyются») во Вселенской (Цеpкви)». Евсевий Кесарийский, характеризуя творения Климента Александрийского, отмечает использование Климентом «Послания Иуды», при этом Евсевий высказывается о «Послании Иуды» как о неканоническом тексте: «Он использует для этой книги и писания, Церковью не признанные: так называемую Премудрость Соломонову, книгу Иисуса Сираха, Послание к Евреям, Послания Варнавы, Климента и Иуды» (речь идёт о «Строматах»); «В «Очерках» он, коротко говоря, даёт сжатый пересказ всего Нового Завета, используя и книги оспариваемые: Послание Иуды и прочие Соборные Послания, Послание Варнавы и Откровение, приписываемое Петру». «Послание Иуды» упоминается в 39-м послании о праздниках Афанасия Великого и в стихотворном послании Григория Богослова о книгах Ветхого и Нового Заветов. Оба святоотеческих текста получили статус церковного правила.

 



 
PR-CY.ru