ИУВЕНТИН и МАКСИМ

ИУВЕНТИН и  МАКСИМ, Иовентин, Еввентий и Максимин, Максимиан – св. воины, мученики (память 5 сентября, 9 октября). Пострадали в Антиохии в правление римского императора Юлиана Отступника (361–363 гг.), по мнению Рене Обера де Верто – в начале 363 г. Рассказ об их мученичестве содержится в Похвальной беседе Иоанна Златоуста, в «Церковной истории» Феодорита Кирского и в «Хронографии» Иоанна Малалы. Юноши Иувентин и Максим были щитоносцами императора. Во время одного из пиршеств они стали сожалеть о прошлых царствованиях, когда у власти находились императоры-христиане, и возмущались по поводу приказа окроплять идоложертвенной водой все продукты на рынках. Один из участников трапезы пересказал эти слова Юлиану. Тот обвинил их в оскорблении величества и приказал конфисковать их имущество. Иувентина и Максима отвели обнажёнными в темницу. Они радовались утрате богатства. Множество горожан приходило навестить их. Иувентина и Максима подвергли «жестоким и ужасным истязаниям», но они не отреклись от Христа. Юлиан подсылал к ним своих доверенных лиц, чтобы хитростью склонить их к идолопоклонству. Поскольку у Иувентина и Максима было много единомышленников, император велел казнить их ночью. Св. воины были обезглавлены и тайно похоронены христианами в одной гробнице. По сведениям Феодорита Кирского, впоследствии антиохийцы поместили их мощи в драгоценную раку и ежегодно устраивали в их честь всенародный праздник. Имя Максима утвердилось в византийских агиографических памятниках (в том числе в Минологии императора Василия II и Синаксаре Константинопольской церкви), тогда как в сочинениях Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского святой назван Максимином, а в «Хронографии» Иоанна Малалы – Максимианом. Форма имени Иусвентин встречается во всех источниках, кроме «Церковной истории» Феодорита Кирского, где он именуется Иовентином. В славянских агиографических памятниках это имя искажено – «Еувенитин» и «Еувентин». Как следует из вступления к Похвальной беседе Иоанна Златоуста, память Иувентина и Максима совершалась вскоре после памяти Антиохийского епископа Вавилы. По мнению исследователей, речь идёт о празднике в честь этого святого, который зафиксирован 24 января в древнейших календарях, начиная с Сирийского Мартиролога 411 г. В пользу этого предположения свидетельствует упоминание Иувентина и Максима под 29 января в сирийском календаре VII в. из монастыря Кеннешре недалеко от Эдессы и в одном из яковитских календарей Х в., а также 25 января в Моланском и Римских Мартирологах. В Синаксаре Константинопольской церкви краткое Житие Иувентина и Максима помещено под 9 октября. Под этой же датой их память указывается в большинстве греческих календарей, но в греческой печатной Минее и в «Синаксаристе» Никодима Святогорца она перенесена на 12 октября. Димитрий Ростовский поместил сведения об этих мучениках в составленных им Четьих-Минеях под 5 сентября, исходя из того, что память священномученика Вавилы в более поздних календарях стала отмечаться 4 сентября.

 
PR-CY.ru