ИУВЕНАЛИЙ, Половцев (Половцов) Иван Андреевич - Страница 3

Исследователи находят примечательным, что и на Святой Земле Иувеналий продолжал считать себя членом оптинского братства, в 1858 г. писал архимандриту Моисею (Путилову): «...Не исключаю себя из числа чад ваших и считаю радости обители и моими радостями» (Российская государственная библиотека). Помня слова оптинского игумена Даниила (Александрова), произнесённые при основании храма св. Иоанна Предтечи в Оптинском скиту («Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»), Иувеналий с особым благоговением посещал Иорданскую пустыню с остатками древних монастырей (Российская государственная библиотека). В 1857–1861 гг. Иувеналий вёл дневник – «Заметки о посещении Палестины» (Российская государственная библиотека). Служение Иувеналия и Леонида Кавелина в Иерусалиме осложнялось и конфликтами с начальником миссии епископом Кириллом (Наумовым), который требовал к себе чрезмерного «сыновнего почтения» и жёсткого послушания. В письмах Иувеналий с горечью называл миссию обычным архиерейским домом. Управляющий делами Палестинского комитета Борис Павлович Мансуров в послании к князю Дмитрию Александровичу Оболенскому рассказывал, что Иувеналий и иеромонах Леонид (Кавелин) «недовольны архиереем за то, что он их не употребляет ни на что, ничего им не доверяет и держит прямо как послушников», в то время как они «рвутся послужить делу иначе, нежели отправлять ежедневно утрени и обедни». Сам Б.П. Мансуров называл оптинцев «просто детьми в вопросах житейских и дипломатических..., ибо они живут только во Христе» и годятся лишь для сопровождения паломников. Впрочем, Леонид (Кавелин) признавался, что и сами оптинские иеромонахи не были единодушны, не доверяли друг другу: Иувеналий «выказал вместо предложенного мною единодушия неуступчивость и нежелание держаться общего совета..., желал действовать отдельно». Игнатий (Брянчанинов) считал, что оптинских монахов вообще не следовало направлять в Иерусалим, и «лучше бы удержать под опытным руководством старца Макария, чтобы употребить их для поддержания и распространения доброго монашества в России», с чем осторожно соглашался и митрополит Филарет (Дроздов). Однако позже именно Московский святитель советовал обер-прокурору Синода графу Дмитрию Андреевичу Толстому назначить Иувеналия начальником Иерусалимской миссии вместо архимандрита Леонида (Кавелина). В 1865 г. митрополит Филарет писал, что Иувеналий «более Леонида способен употребить в обращении с людьми осмотрительность и осторожность, где они особенно нужны». За труды на Святой земле Иувеналий был награждён набедренником (1859 г.) и золотым наперсным крестом (1861 г.). В июне 1861 г. по личному прошению (от 14 апреля 1861 г.) Иувеналий был уволен от должности члена миссии «для получения назначения по усмотрению Святейшего Синода» и «с грузом самых неприятных впечатлений» вернулся в Оптину пустынь. В октябре 1861 г. епископ Курский и Белгородский Сергий (Ляпидевский) просил Синод назначить Иувеналия наместником Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни: «...Для неё потребен настоятель, способный руководствовать в подвигах и искусстве жизни духовной многочисленное братство… К сему почитаю благонадёжным возвратившегося из Иерусалимской миссии иеромонаха» (Российский государственный исторический архив).

 



 
PR-CY.ru