ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - Страница 8

С увеличением коллекций рос и авторитет музея в научных и творческих кругах художников, скульпторов, артистов, писателей. С фондами Исторического музея работали художники Василий Иванович Суриков, Аполлоний Михайлович и Виктор Михайлович Васнецовы, Валентин Александрович Серов, Николай Андреевич Андреев, Наталья Сергеевна Гончарова, Александра Александровна Экстер, Константин Фёдорович Юон, архитекторы Илья Евграфович Бондаренко, Алексей Викторович Щусев, Василий Михайлович Борин, Владимир Матвеевич Маят, Николай Петрович Омелюстый, представители ведущих ювелирных фирм, в том числе Павла Акимовича Овчинникова и Петера Карла Густавовича Фаберже, мастера, возрождавшие народные промыслы, в частности, фарфор и керамику (Алексей Васильевич Филиппов, Сергей Васильевич Чехонин), елецкие кружева (Н.П. Надеждин), деревянную расписную игрушку (Николай Дмитриевич Бартрам). К коллекции памятников церковной старины неоднократно обращались художники знаменитой фирмы Порфирия Ивановича Оловянишкова. Прориси из музейной коллекции изучали известные иконописцы: владелец мастерской Василий Павлович Гурьянов, коллекционер Фёдор Антонович Каликин. Фондами Исторического музея пользовался талантливый стилизатор древнерусских рукописей художник-самоучка Иван Гаврилович Блинов: в 1909 г. он изучал рукописные тексты Жития св. Анны Кашинской и копировал миниатюры из рукописей Апокалипсиса и Синодика для изданий Московской старообрядческой книгопечатни, в 1911 г. изучал рукописные хронографы и исследовал жития по рукописям музея, в 1912 г. копировал миниатюры из лицевых рукописей, в 1913 г. изучал и зарисовывал миниатюры Лицевого летописного свода. Хранящаяся в музее рукопись легла в основу старообрядческого издания Трёхтолкового Апокалипсиса (М., 1913 г.); при подготовке издания в 1913 г. заведующий типографией Григория Климентьевича Горбунова Р.И. Кистанов сличал текст издаваемого типографией Толкового Апокалипсиса с текстами Апокалипсиса по рукописям музея. В начале XX в. в Историческом музее проходили ежегодные художественные выставки: Товарищества передвижных художественных выставок (1906–1912 гг.), Санкт-Петербургского общества художников (1898, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1912 гг.), Московского товарищества художников (1899, 1905, 1906 гг.), Московского общества любителей художеств (1895, 1897, 1899, 1905, 1906 гг.), Санкт-Петербургского товарищества художников (1908, 1912 гг.), Императорского общества русских акварелистов и товарищества художников (1909, 1910 гг.); монографические художественные выставки: И.Е. Репина (1892 г.), религиозно-художественных работ В.М. Васнецова (1904, 1910, 1912, 1913 гг.), французского художника Луи Дюмулена (1893 г.), датского художника Оскара Маттисена (1910 г.); историческая выставка архитектуры (1914 г.) и др. Состоялись исторические, этнографические, литературные выставки: к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1899 г.), Восьмого археологического съезда (1890 г.), Среднеазиатская (1891 г.), Палестинская (1892 г.), Благотворительная выставка картин, скульптуры, мебели и проч. из частных дворянских собраний (1892 г.), археологическая и географическая в рамках международного конгресса доисторической археологии и антропологии (1892 г.), живописи, рисунка, декораций к спектаклям на исторические темы (1896 г.), из собрания Натальи Петровны Шабельской (1896 г.), к 50-летию кончины Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского (1902 г.), юбилейные выставки памяти Н.В. Гоголя (1907 г.), в честь 200-летия Полтавской битвы (1907 г.), 50-летия со дня кончины Сергея Тимофеевича Аксакова (1907 г.), 100-летия со дня рождения Алексея Васильевича Кольцова (1907 г.), старинного русского платья княгини Варвары Петровны Сидамон-Эристовой и Н.П. Шабельской (1911 г.), посвящённая Отечественной войне 1812 г. (1912–1913 гг.); выставки конкурсных проектов новых торговых рядов (1889 г.), памятников Александру III (1898 г.), патриарху Гермогену и архимандриту Дионисию (1912 г.).

 



 
PR-CY.ru