ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - Страница 3

Стены зала поздней бронзы, в котором начинался рассказ о возникновении Киевского государства, украшали копии шиферных плит из древнейших киевских храмов; в этом же зале находилась выполненная на холсте художником Адрианом Викторовичем Праховым копия мозаичного изображения евхаристии из алтаря собора Святой Софии в Киеве. На стенах Киевского зала были помещены орнаменты заставок из древнейших рукописных книг – «Остромирова Евангелия» 1056–1057 гг. и «Изборника» 1073 г. и изображения древнерусских музыкантов, сохранившиеся в киевском Софийском соборе. Программной для музея императорского учреждения) стала роспись Парадных сеней: 68 портретов российских государей, начиная от князя Владимира и княгини Ольги и до императора Александра III и Марии Фёдоровны, были представлены в композиции «Родословное древо государей российских». Подобная композиция лежит в основе распространённого в иконописи сюжета Родословие Иисуса Христа, иконы «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова 1668 г. и росписей свода паперти Преображенского собора Новоспасского московского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Зал №9 украшен копиями фресок церкви Спаса на Нередице 1199 г. и иконы «Битва новгородцев с суздальцами», а также увеличенным изображением Новгорода с иконы XVII в. В оформление Владимирского зала включены реплики слепков с белокаменной резьбы Дмитриевского собора и орнаментальные росписи, повторяющие росписи Успенского собора. Стены Суздальского зала украшают слепки архитектурных деталей Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 1230 гг.; в Московском зале воспроизведены орнаментальные мотивы с шапки Мономаха. К оформлению интерьеров Исторического музея привлекались художники Виктор Михайлович Васнецов (см. ст. Васнецовы), Илья Ефимович Репин, Иван Константинович Айвазовский, Генрих Ипполитович Семирадский, а также мастера артели иконописца Николая Михайловича Сафонова. Палешане выполняли росписи стен и сводов кабинетов председателя и товарища председателя совета музея, Новгородского, Владимирского, Суздальского и других залов. Сохранилось свидетельство, выданное Управлением музея 24 октября 1889 г. мастеру иконописной артели Н.М. Сафонова И.А. Дадыкину «для исполнения порученных ему работ в Новгороде по изготовлению снимков с древней стенописи в новгородской Спасо-Нередицкой церкви и в других храмах с различных памятников древности по указаниям Управления музея». 2 июня 1883 г. состоялось официальное открытие музея, освящение совершал митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев). На торжествах присутствовали великий князь Сергей Александрович, городские власти, высшее чиновничество, научная общественность. 12 ноября 1889 г. в стенах Исторического музея была открыта аудитория на 500 мест для чтений, лекций и заседаний учёных обществ Москвы – первая публичная аудитория, имевшая общегородское значение. 4 августа 1887 г. министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов утвердил «Правила для руководства Управления Императорского Российского Исторического музея».

 



 
PR-CY.ru