ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ШКОЛА - Страница 3

Поскольку исследования школы касались не только христианства, но и религий вообще, именно в эти годы в некоторых университетах Германии появляются кафедры всеобщей истории религии. Последний этап в истории Школы истории религий приходится на годы после Первой мировой войны. В 1920 гг. уходит из жизни первое поколение школы. Общий кризис культуры затронул и богословие конца XIX – начала XX вв. Либеральные рационалистические и позитивистские взгляды сменились ориентацией на мистику. Эти новые тенденции привели к появлению «диалектической теологии» Карла Барта (1886–1968 гг.), во многом связанной с философией экзистенциализма. Работы К. Барта определили целую эпоху в протестантском богословии XX в. К новому направлению в богословии примкнул и Р. Бультман. Школа истории религий обогатила научную библеистику рядом понятий и методов экзегетических исследований, например: «история традиции» («Traditionsgeschichte»), метод анализа форм (букв. – «история форм», «Formgeschichte»), «место в жизни» («Sitz im Leben»), «позднее иудейство», «эллинистическая церковь» и т.д. Метод религиозно-исторического сравнения, рассматривающий культурный контекст, в котором возникли библейские тексты, остаётся актуальным и в настоящее время. В частности, при исследованиях Нового Завета метод служит для обнаружения аналогий и эволюционных связей между христианскими текстами и преданиями религиозного окружения (древнее иудейство, языческие предания и мифы). При этом уделяется внимание текстам, в которых можно найти материал для сравнений (феноменологическое сравнение), и ставится вопрос о возможной зависимости их друг от друга. Кроме того, Школа истории религий дала начало методу исследования истории понятий и мотивов библейской письменности. При таком подходе ставится вопрос о происхождении, истории, изменении, значении и употреблении используемых в тексте понятий и мотивов. Исследуемый текст сравнивается с другими, литературно независимыми текстами, и таким образом выясняются их возможные богословские и исторические связи. Анализ понятий преследует цель определить как семантическое содержание того или иного понятия, так и его конкретное использование в контексте. Таким образом, при понятийном анализе взаимно дополняют друг друга диахронный и синхронный способы исследования текста. Под мотивами понимаются различные слова, образы, метафоры или темы с относительно устойчивым значением, на которые автор мог опираться, чтобы выразить нужный ему смысл. К итогам применения религиозно-исторического метода в библейских исследованиях относится монументальный «Комментарий к Новому Завету из Талмуда и мидрашей» Пауля Биллербека (1853–1932 гг.) и Германа Леберехта Штрака (1848–1922 гг.), а также многотомный «Богословский словарь к Новому Завету», который был начат Герхардом Киттелем (1888–1948 гг.). В этом словаре подробно излагается семантическая история богословских терминов Нового Завета и тем самым выделяется их своеобразный смысл в богатом богословском мире раннего христианства.



 
PR-CY.ru