ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ШКОЛА - Страница 2

Для такого сравнительного изучения были необходимы обширные филологические познания. Это объясняет тот факт, что у последователей религиозно-исторической школы особое место занимала лингвистика. К работе привлекались такие филологи и исследователи Античности, как Герман Узенер (1834–1905 гг.), Альбрехт Дитерих (1866–1908 гг.), Иоганн Геффкен (1861–1935 гг.), Эдуард Норден (1868–1941 гг.), Рихард Райценштайн (1861–1931 гг.) и Пауль Вендланд (1864–1915 гг.). В эти годы идеи «малого Гёттингенского факультета» становятся известными в церковных кругах Германии, особенно после того как В. Буссе и Вильгельм Хайтмюллер (1869–1926 гг.) в 1897–1898 гг. основали журнал «Богословское обозрение». Третий этап в истории школы (1896–1902 гг.) – время распространения идей Школы истории религий из Гёттингенского в другие университеты Германии (в Гейдельберге, Бонне, Галле, Киле, Марбурге, Берлине, Базеле). Последователями школы стали такие крупные исследователи, как Альфред Бертоле (1868–1951 гг.), Карл Клемен (1865–1940 гг.), Отто Пфлейдерер (1839–1908 гг.), Адольф Дайсман (1866–1937 гг.), Гуго Грессман (1877–1927 гг.), Арнольд Майер (1861–1934 гг.), Ф.М. Шиле (1867–1913 гг.), Г. Вайнель (1874–1936 гг.), Рудольф Отто (1869–1937 гг.), В. Хайтмюллер, а также впоследствии отошедшие от школы П. Вернле (1872–1939 гг.), В. Люкен (1875–1961 гг.) и Г. Шустер (1874–1965 гг.). При всех различиях этих учёных объединял один метод исследования: они объясняли возникновение христианства и его богослужения внешними религиозными и культурными влияниями – иудейскими, вавилонскими, персидскими и эллинистическими. На последователей Школы истории религий оказал влияние дух времени с его идеями дарвинистского эволюционизма, перенесённого в область человеческой истории: все религии мира представляют собой ступени единого эволюционного процесса. Релятивизация христианства привела к бурным дискуссиям по вопросу о его абсолютности и к разрыву школы с либеральным богословием А. Ричля, которое видело в христианстве религию сверхъестественного происхождения (см. в ст. Либеральная теология). Однако при этом никто из представителей школы не порывал с христианством, которое рассматривалось ими как высшая стадия в едином процессе религиозной истории человечества. В 1903–1915 гг. продолжалось развитие историко-религиозного направления в библеистике. Именно с этого времени оно стало называться «школой», к которой примкнули Густав Хёльшер (1877–1955 гг.) и такие библеисты, как Рудольф Бультман (1884–1976 гг.) и Мартин Дибелиус (1883–1947 гг.). Всё более широкие круги образованной публики проникались идеями школы. Благодаря многочисленным научно-популярным изданиям и сериям книг Школа истории религий оказывает определяющее влияние даже на народное образование. Наиболее известные издания – «Исследования по религии и литературе Ветхого и Нового Завета» («Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments»), многотомный лексикон «Религия в истории и современности» («Die Religion in Geschichte und Gegenwart»), положивший начало энциклопедии с аналогичным названием.

 



 
PR-CY.ru