ИСИХИЙ

ИСИХИЙ (ум. в начале IV в.) – александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и Нового Завета, принятого в IV–V вв. в Египте. Древнейшие сведения об Исихии и о его рецензии текста Священного Писания принадлежат Иерониму Стридонскому. В предисловии к Книгам Паралипоменон блаженный Иероним сообщил, что рецензия Исихия считалась авторитетным текстом и была распространена в Александрии и Египте. В предисловии к латинской версии Четвероевангелия, адресованной папе Дамасу I, Иероним Стридонский упоминает Исихия вместе c пресвитером Лукианом Антиохийским (к которому восходит антиохийский тип текста Септуагинты) и отмечает, что не пользовался рецензиями Ветхого и Нового Заветов, принадлежащими Исихию и Лукиану, сочтя их коррекцию текста ошибочной. Мнение блаженного Иеронима в более жёсткой форме нашло отражение в Декрете папы Геласия: он назвал рецензию Исихия апокрифической, неприемлемой для церкви. Больше ничего о личности Исихия исследователям не известно, попытки отождествить его с греческим лексикографом V в. Исихием Александрийским выглядят неубедительными, поскольку доказано, что тот был язычником. Исследователи полагают, что Исихия можно отождествить с упомянутым у Евсевия Кесарийского египетским епископом, пострадавшим в гонение императора Диоклетинана в Александрии вместе со священномучениками Филеем, епископом Тмуитским, Пахомием и Феодором. С именем Исихия связано также послание к схизматику Мелетию, епископу Ликопольскому, написанное совместно с епископами, находившимися в заточении. В этом послании 304–306 гг. египетские епископы высказывали недовольство церковной политикой епископа Мелетия. Учитывая, что Филей, осуждённый в 304 г., пострадал только два года спустя, кончину Исихия, по мнению исследователей, также следует отнести к 306 г. Таким образом, Исихий был современником пресвитера Лукиана Антиохийского (ум. около 311 г.). Рецензия Исихия, которая по всей видимости была в IV–V вв. стандартным текстом Священного Писания, принятым в Александрийской церкви, в отличие от рецензии пресвитера Лукиана не сохранилась, хотя её следы могут быть обнаружены в произведениях авторов александрийской богословской школы, например, таких как Дидим Слепец или Кирилл Александрийский, а также в Александрийском кодексе и в коптском переводе Библии. Несмотря на попытки реконструкции рецензии, учёные признали сложность или невозможность её вычленения из других источников. Многие исследовали и издатели Септуагинты и Нового Завета, такие как А. Ральфс и Й. Циглер (один из издателей так называемой Гёттингенской Септуагинты в 1967 г.), на практике не обращались к рецензии Исихия в своих критических изданиях или даже отрицали сам факт её существования, полагая, что все свидетельства о ней и о её авторе носят легендарный характер.

 
PR-CY.ru