ИСПОВЕДЬ - Страница 9

Однако древняя покаянная дисциплина представляла собой довольно сложный процесс, не исчерпывающийся публичным оглашением своих грехов; более того, исповедь в рамках покаянной дисциплины чаще совершалась тайно перед епископом или покаянными пресвитерами. Поэтому более обоснованной исследователям представляется точка зрения, согласно которой обе практики исповеди (каноническая дисциплина и тарифное покаяние) претерпели значительные изменения и повлияли друг на друга. В целом сама исповедь, а не следовавшее за ней покаяние (большей или меньшей продолжительности) вышла на первый план. Если прежде наставления, составленные монахами и клириками, относились, в основном, к тому, как надо проходить покаяние, то теперь внимание переключилось на то, как и что именно надо исповедовать (приобретают значение обстоятельства совершения греха, причины, побудившие к его совершению, и т.п.). исследователи полагают, что не случайно в эту эпоху латинский термин «confessio» («исповедь») становится синонимом термина «poenitentio» («покаяние»). Епископские статуты VIII–IX вв. говорят об обязательной исповеди мирян, по крайней мере, один – три раза в год. Временем для исповеди обычно называются продолжительные посты, посты четырёх времён года (jejunia quattuor temporum) и дни усиленного покаяния (rogationes). Есть свидетельства как более частого совершения исповеди (Хродеганг Мецский говорит об исповеди каждую субботу, Дуода в наставлениях своему сыну (841 г.) призывает его регулярно исповедоваться у священника), так и однократного в течение года (Теодульф Орлеанский говорит об исповеди перед началом Великого поста, чтобы в течение сорока дней кающиеся могли исполнить наложенные на них епитимии). О значимости и распространенности исповеди перед пресвитером говорит второе правило Германского собора 742 г. (Concilium germanicum), в котором предписывается командующим военными отрядами включать в штат священников для совершения исповеди солдат. Об этом же сообщается в послании папы Адриана I Карлу Великому, отправленном между 784 и 791 гг. Постановление 857 г. предписывает каждому приходскому священнику проводить дознание относительно смертных грехов, которые совершены в его приходе, и докладывать епископу, если грешники отказываются проходить покаяние. Хотя Орлеанский епископ Иона (ум. в 843 г.) говорит, что обряд канонического покаяния остался в прошлом, другие источники свидетельствуют о том, что в Риме и Милане он по-прежнему совершался в Великий четверг, а в Испании – в Великую пятницу. Что происходило в эту эпоху на Британских островах, исследователям неясно (в Пенитенциале св. Теодора Кентерберийского говорится, что практика публичного покаяния пришла в упадок, но начиная с X в. она фиксируется во многих источниках). Самый ранний чин публичного покаяния (явно франкского происхождения) содержится в Сакраментарии Геласия; он получает дальнейшее развитие в Романо-германском Понтификале (X в.). Кающиеся в Пепельную среду должны исповедать свои грехи перед священником один на один, а затем уже участвовать в обрядах, совершаемых епископом. Практика тарифного покаяния отражена во множестве Пенитенциалов.

 



 
PR-CY.ru