ИСПОВЕДЬ - Страница 6

По мнению Алексея Мстиславовича Пентковского, на основании литургических источников можно утверждать, что кающиеся как особая группа исчезли из византийских храмов уже в V–VI вв. Хотя ещё правило 19 Лаодикийского собора предписывает читать молитву о кающихся на литургии после ухода оглашаемых, уже в VII в. Иаков Эдесский свидетельствовал, что практика публичного покаяния и, в частности, молитва о кающихся давно вышли из употребления. Наряду с канонической исповедью в IV в. начинает формироваться особая практика монашеской исповеди. В крупных общежительных монастырях за те или иные провинности предусматривалась публичная исповедь монахов перед собранием братьев (уже в Правилах преподобного Пахомия). Кроме того, Патерики свидетельствуют о том, что монахи часто приходили для исповеди и духовной беседы к старцам, которые не имели священного сана, но почитались опытными в духовной жизни. Они не имели власти отпускать грехи, но могли помочь кающемуся советом и молитвой (за разрешением от грехов старец мог отправить кающегося к епископу для прохождения канонического покаяния). В этой практике берёт свои истоки традиция духовничества. Постепенно многие миряне стремились обрести духовников, что, однако, не противоречило практике канонического покаяния. Даже Василий Великий в «Правилах, кратко изложенных» советует исповедовать грехи не первому встречному, а искусному в их уврачевании. Анастасий Синаит говорит о том, что мирянам полезно исповедоваться у духовных отцов. В последующей православной традиции эти духовные отцы часто именовались «восприемниками», поскольку по своему значению в жизни христианина они уподоблялись восприемникам от купели крещения. В отличие от Византии каноническая дисциплина на Западе (poenitentia sollemnis/publica – покаяние торжественное/публичное) обрела в течение IV в. стабильный характер. Разряд кающихся (пенитентов) не только не исчез, но постепенно принадлежность к нему стала превращаться в один из видов пожизненной аскезы. В конце IV в. в Риме покаянные обряды совершались накануне Пасхи в Латеранской базилике, как об этом говорит Иероним Стридонский. Однако все прочие источники однозначно свидетельствуют о том, что принятие кающихся происходило в Великий четверг. Сами обряды подробно описывает Созомен: «Там есть даже открытое место для кающихся, где они стоят унылые и как бы плачущие. Когда богослужение приходит уже к концу, кающиеся, не получив общения в принятии даров, со стоном и воплями повергаются на землю. В это время выходит к ним, плача, епископ и, также падая на землю, исповедует своё сострадание; а вместе с ним проливает слёзы и всё церковное собрание. Потом епископ встаёт первый и, подняв лежащих, возносит за кающихся грешников подобающую молитву и отпускает их. Пришедши домой, каждый смиряет себя либо постом, либо омовениями, либо воздержанием от яств, либо каким-нибудь другим предписанным способом, ожидая времени, которое ему назначено епископом. Наконец, в определённый срок, понесши наказание и тем как бы заплатив долги, он получает прощение во грехе и вместе с народом входит в церковные собрания. Римские иереи соблюдают это от самого начала и до нашего времени».

 



 
PR-CY.ru