ИСПОВЕДЬ - Страница 3

С другой стороны, подчёркивается трудность и даже невозможность повторного искреннего обращения к Богу после совершения тяжких грехов: «Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6; ср.: 10:26). Отсюда берут начало две практики покаяния и исповеди в раннехристианских общинах. В отношении повседневных грехов предписывается взаимная молитва членов общины друг о друге: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16–17). В связи с этим в Послании Иакова приводится наставление, считающееся одним из оснований таинства покаяния: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного... Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:16, 19–20). Новозаветные тексты свидетельствуют об ином отношении к смертным грехам: грешник изгоняется из общины, а его отказ от исповеди и раскаяния рассматривается как ведущий к смерти (Деян. 5:1–11). Во всех ситуациях, которые упоминаются в Посланиях апостола Павла, большую роль играет вся община, от решения которой зависит простить грешника или навсегда закрыть ему доступ в собрание (в условиях существования раннехристианских общин, которые собирались в домах своих членов, это было сделать легко, просто не пуская такого грешника на порог дома). Именно к общине, а не только к её священнослужителям обращается апостол Павел, когда увещевает изгнать одного грешника (1 Кор. 5) и простить другого (2 Кор. 2:3–11). О необходимости исповедовать свои грехи в церковной общине каждый раз перед общей молитвой говорится в «Дидахе». Это наставление входит в состав «пути жизни» – того, что является самым необходимым для спасения. Подразумевается, что тот, кто не исповедал своих грехов, не может открыто исповедать веру вместе со своими братьями и прославить Бога с чистым сердцем. В Didache. 14:1 также идёт речь о регулярной исповеди, которая совершается в связи с воскресной литургией. Здесь упоминается не только коллективная покаянная молитва, но и предшествующее ей примирение с ближним как необходимые условия принесения «чистой жертвы». Имея в виду ситуацию внутри общины, в своём первом Послании Климент Римский также отмечает необходимость исповеди для примирения враждующих: «Итак, в чём мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения... И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать сердце своё». Во втором Послании священномученика Климента, хотя и говорится о том, что после смерти исповедь и покаяние невозможны, рекомендации о частоте или необходимости исповеди в этой жизни отсутствуют; вместо этого автор призывает сохранять «плоть в чистоте и печать (крещения) без повреждения, чтобы получить жизнь вечную».

 



 
PR-CY.ru