ИСМАЙЛОВ (Измайлов) Филипп Филиппович - Страница 8

Он доказал, что вина за получение небольших доходов с богатых церковных имений лежит, в основном, на светском правительстве, а духовное правительство «виновато… в беззаботности о возможном улучшении церковных имений и о выгоднейшем способе управления ими». Монахи, по его замечанию, неэкономны: начало их экономии – бережливость, а не производительность. Экзархи также стремились к накапливанию капитала в казначействе и не давали средств даже на неотложные нужды церкви. Управляющие имели низкое содержание (40–70 руб. в год), поэтому часть доходов утаивали на обеспечение своей жизни. Светское правительство не способствовало упрочению благосостояния церкви. Так, военное начальство практически бесплатно пользовалось значительными церковными покосами; гражданское начальство, разбирая споры церкви с частными лицами, всегда вставало на сторону последних. Ф.Ф. Исмайлов обнаружил растраты (например, по церкви Квашвети – 1,7 тыс. руб.) и «висящие суммы», которые были направлены в синодальную контору и не дошли до неё. Пытаясь повысить доходы ГПЦ, Ф.Ф. Исмайлов досконально изучил имущество Грузинского экзархата. Выяснил, что в постоянном владении церкви на тот момент находилось более 100 тыс. руб. в билетах и около 50 тыс. руб. наличными, хранившимися в церковном казначействе (Ф.Ф. Исмайлов нашёл эти суммы). Церкви принадлежали около 25 тыс. крестьян; 80 тыс. пахотной, сенокосной, усадебной и садовой земли; пастбища в Караягской степи (около 160 вёрст по окружности); 6 тыс. кв. сажён земли в Тифлисе; минеральная баня в Тифлисе; нефтяные источники; рыбная ловля на реке Куре в Тифлисе и на 30 вёрст ниже по течению; 20 садов в Тифлисе, сдаваемых в аренду; лавки; мельницы; доход от продажи свечей. До 1841 г. всё имущество приносило до 48 тыс. руб. серебром в год. По мнению Ф.Ф. Исмайлова, осуществившего необходимые расчёты, сумма могла быть в четыре раза больше. Он стал искать причины низкого дохода. Изучил камеральное описание, составленное в 1818 г. экзархом архиепископом Феофилактом (Русановым), и выяснил, что подать была определена как постоянная, без учёта роста цен; доход с учётом перерасчёта мог бы составлять около 100 тыс. руб. Цены на сено, которое скашивало военное начальство на церковных землях, также были установлены по состоянию на начало XIX в. и больше не повышались; кроме того, учёт производился военным начальством, а не церковным, и часто имели место расхищения средств. По подсчётам Ф.Ф. Исмайлова, церковь могла бы получить с покосов до 40 тыс. руб. в год, равно как и с пастбищ в Караягской степи, где паслось 100–150 тыс. овец и 20–30 тыс. голов крупного рогатого скота. Ф.Ф. Исмайлов предложил отдать степь на откуп; на торгах была установлена сумма 1,5 тыс. руб. в год. Крестьяне, жившие в селах по границам степи и прежде свободно пользовавшиеся пастбищами, подали в суд; тяжба длилась несколько лет. Ф.Ф. Исмайлов отметил несовершенство законодательства, по которому тяжбы с церковью во внутренних областях России разбирались как тяжбы с государством, в то время как в Грузии подобные дела рассматривались как споры между частными лицами, таким образом, право церкви на владение имуществом трактовалось как помещичье, а не как казённое. В результате синодальная контора проиграла много исков: сроки апелляции были сокращены по сравнению со сроками, которые были установлены по тяжбам, касавшимся казны; малейшая отсрочка давала решению законную силу.

 



 
PR-CY.ru