ИОАНН ХОРТАЗМЕН - Страница 3

По мнению исследователей, стихи, включённые в «домашнюю книгу», не предназначались для широкой публики и являлись лишь пробой пера, отражающей распространённое увлечение поэзией. Наиболее обширное стихотворное произведение Иоанна Хортазмена (содержащее также и прозаическую часть) – «Эпитафия на Андрея и Мануила Асанов». Среди адресатов 56 писем Иоанна Хортазмена – высокопоставленные персоны: император Мануил II Палеолог, его дядя Феодор Кантакузин, Мануил Хрисолор, месадзон императора Иоанна VII Палеолога Димитрий Хрисолор, Иосиф Вриенний и др. Особое место, по мнению исследователей, занимает воображаемая переписка с античным ритором Ливанием. Единственное агиографическое произведение Иоанна Хортазмена («Житие Константина и Елены») написано в конце 1420 гг. (другая возможная дата – 1422 г., время осады Константинополя султаном Мурадом II). К риторическим произведениям «домашней книги», кроме «Пролегомен к риторике», содержащих извлечения из античных сочинений, исследователи относят «Монодию на Феодора Антиохита», в которой, по мнению С.П. Медведева, Иоанн Хортазмен «вырабатывает... концепцию личности, близкую к традициям эпохи Возрождения», и «Эпистолярное слово к Атуму о Феодоре Антиохите». К политической риторике исследователи относят «Приветствие к Мануилу II» (около 1416 г.) и «Речь к Мануилу II». Продолжая традиции византийских панегириков императорам, Иоанн Хортазмен в энкомиях воспроизводит традиционный набор понятий византийской имперской идеологии. Византия – «законная империя» (та, где правит закон), что отличает её от других народов, в особенности от «персов» (турок), и делает угодной Богу. Император – «одушевлённый закон», гарант справедливости и счастья подданных. Обыгрываются античные образы Александра Македонского (воспринимается как византийский император) и персидских царей Дария и Ксеркса (названы правителями турок). «Домашняя книга» Иоанна Хортазмена содержит также «Введение» Порфирия с комментариями Аммония Саккаса и рассуждениями Иоанна Хортазмена о разных значениях понятия «ум». К философским произведениям исследователи относят: «Пролегомены к философии», извлечения из «Первой аналитики», и «Топики» Аристотеля, «Пролегомены к Логике Аристотеля», а также «Этические советы». Богословские, философские и политические идеи Иоанна Хортазмена недостаточно изучены. С.П. Медведев помещает Иоанна Хортазмена «несколько в стороне» от «платоника» Виссариона Никейского, поскольку для Иоанна Хортазмена характерно явное «предпочтение схоластического метода». Важную роль в философских взглядах Иоанна Хортазмена играет наследие Плотина, которого он оценивает положительно, цитирует и упоминает по имени. Исследователи находят показательным использование цитаты из Плотина для противопоставления «прямого постижения вещей умом» силлогистическому методу. Исследователи предполагают, что интерес к Плотину у Иоанна Хортазмена возник благодаря чтению Феодора Метохита. Иоанн Хортазмен восхваляет Феодора Антиохита в «Эпистолярном слове к Атуму» (1407 г.) среди прочего и за то, что он никогда не использовал светскую философию против веры. Иоанн Хортазмен и не критикует схоластику, и не одобряет её, признавая её как один из способов мышления.



 
PR-CY.ru