ИСИДОР - Страница 5

В миниатюрах минологиев образ Исидора дважды встречается в греко-грузинской рукописи конца XV в. (так называемой Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека): оплечно в медальоне рядом с другими мучениками – средовек с тёмными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой; в минейной части рукописи – под 14 мая, в рост, в лёгком повороте вправо, на Исидоре доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застёгнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещён под 14 мая: в церкви Благовещения монастыря Грачаница (около 1320 г.) и в притворе церкви св. Апостолов в Пече (1561 г.) – в мучении, усекновение главы; в церкви свяитителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – в рост. Единоличный образ представлен на фреске церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (около 1350 г.). Включение образа Исидора в русские минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, например, на минейной иконе на март начало XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) и на Минее годовой начало XIX в.; в паре с соимённым ему блаженным Исидором Ростовским, как, например, на одной из ранних икон из годового комплекта миней конца XVI в. (Вологодский музей-заповедник) и на иконе на май из комплекта миней письма И.Ф. Липина (1758 г., Костромской музей-заповедник; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест). Определяющим моментом в идентификации этих соимённых святых, особенно при утрате надписи, исследователи считают состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой первой половины XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен – атрибутирован как Исидор) исследователям неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображённый облачён в одежды преподобного. В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Государственный литературный музей) Исидор Хиосский и блаженный Исидор показаны в лёгком повороте друг к другу, Исидор – в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в пять цветов работы Ивана Константиновича Любецкого (1730 г., Российская государственная библиотека) – такое же парное изображение, что и в святцах, но Исидор – в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание, Российская государственная библиотека) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мученика Максима приходится также на 14 мая).



 
PR-CY.ru