ИСИДОР - Страница 3

Аналогичный набор песнопений входит в последование Исидору согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в. В Мессинском Типиконе 1131 г. и Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. Исидор упоминается 14 мая без богослужебного последования. В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.), Исидору назначается отпустительный тропарь. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. отмечается возможность совершать в честь Исидора службу с пением на утрене как «Аллилуия», так и «Бог Господь» и с тропарём; указан кондак Исидору. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. тропарь Исидору отсутствует, но содержится кондак Исидору четвёртого гласа. В исправленном издании Типикона 1682 г. Исидору назначаются отпустительный тропарь и кондак. Последование Исидору, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак четвёртого гласа (в современной греческой Минее отсутствует, однако содержится в греческой Минее, изданной в Риме в 1900 г.); канон авторства Феофана с акростихом «Славного Исидора воспою радостно» (в славянской Минее имя автора и акростих не указаны) плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос. Традиционно образ Исидора – молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися тёмными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, Исидор был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип которого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. Виктор Доримедонтович Фартусов отмечает, что Исидор «замучен был ещё новобранцем..., так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина». Греческий иконописный подлинник Ерминия иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) в разделе «Святые мученики» сообщает об облике Исидора следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (великомученику Артемию Антиохийскому)». В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие Исидора Иллирийскому мученику Флору, а в подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова дважды подчёркнуто его воинское достоинство: «…Чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зелёная, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест». Одно из ранних изображений святого с сохранившейся надписью над нимбом («ICID POC») представлено на откосе левой ниши в алтаре церкви Благовещения (Прототрони) близ Халки на острове Наксос, Греция. Оно относится к первому слою росписей храма, датируемых VI–VII вв.

 



 
PR-CY.ru