ИСИДОР

ИСИДОР (ум. в 250 или 251 г.) – мученик Хиосский (память 14 мая). Сохранилось две версии Мученичества Исидора. По мнению исследователей, первая написана на Хиосе в первой половине V в., вторая, содержащая сведения о перенесении части мощей Исидора в Константинополь между 457 и 460 гг., – в столице Византийской империи. Константинопольская версия имеет две более поздние переработки, одна из них – сокращённая. В XIV в. Николай Пепагомен написал два Похвальных слова в честь Исидора. Был сделан перевод Мученичества Исидора на латинский язык; краткое Житие составлено Петром Наталисом; ещё одна редакция была создана в связи с написанием Похвальных слов на перенесение мощей Исидора в Венецию. Существует коптское Мученичество Исидора, содержание которого не имеет ничего общего с греческим Мученичеством, кроме дня памяти и указания на то, что его мощи находятся на Хиосе (см. в ст. Исидор, мученик Антиохийский). В первый год правления Деция (249–251 гг.) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведён рекрутский набор. Исидор, тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков. Во время пребывания на острове Хиос Исидор как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведён к военачальнику Нумерию (Нумериану). Исидор смело исповедал христианскую веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка Исидор продолжал говорить отчётливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить Исидора. Согласно константинопольской редакции, Исидор был подвергнут перед казнью другим мучениям. Относительно погребения Исидора в источниках есть разные версии. Согласно Мученичеству Исидора, тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей Исидора, тайный христианин Аммоний, принявший впоследствии мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впоследствии мученица; память 2 декабря) и положила на почётном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей. Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело Исидора, пока стражники спали, и погребла его. По свидетельству Григория Турского (573 – 593/594 гг.), мощи Исидора были брошены в колодец, вода из которого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи. Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского. Впоследствии рядом с местом погребения Исидора была воздвигнута грандиозная базилика, в которой от мощей святого происходили многочисленные исцеления. В ходе археологических исследований (в 1918 г. под руководством Г. Сотириу, в 1928 г. под руководством А. Орландоса; основная часть базилики была раскрыта в 1981–1982 гг.) было выявлено пять фаз строительства базилики, древнейшая относится к V в.

 



 
PR-CY.ru