ИСИДОР, Богоявленский Иван Яковлевич

ИСИДОР, Богоявленский Иван Яковлевич (1879–1949 гг.) – епископ Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов. Из семьи псаломщика. После учёбы в Новооскольском уездном училище и в Старооскольском духовном училище поступил в 1894 г. в Курскую духовную семинарию, которую окончил в 1900 г. В том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учился на одном курсе со старшим братом Дмитрием (впоследствии митрополит Елевферий (Богоявленский)). Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 1904 г. кандидатом богословия с правом соискания степени магистра (магистрант). В том же году назначен воспитателем и надзирателем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге. В 1905 г. Гдовским епископом Кириллом (Смирновым; впоследствии митрополит) рукоположён во иерея к собору во имя великомученицы Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп) Санкт-Петербургской губернии. С 1909 г. служил в кладбищенском храме во имя Живоначальной Троицы в Кронштадте. В октяьря 1912 г. был назначен настоятелем собора во имя апостола Павла в Гатчине. Возведён в сан протоиерея, назначен благочинным второго Царскосельского округа. С 1914 г. устраивал в благочинии ежемесячные пастырские собрания. Организовал капитальный ремонт исторического храма. 27 сентября 1915 г. обновлённый Павловский собор освятил брат настоятеля Ковенский епископ Елевферий. Активно сотрудничал с Православной богословской энциклопедией. В 1915 г. за сочинение «Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа» удостоен степени магистра богословия. В магистерской диссертации протоиерей Иван Яковлевич Богоявленский выдвинул собственную гипотезу, связанную с проблемой культового законодательства Пятикнижия. Он объяснял предписываемую во Второзаконии (Втор. 12:5–6) возможность использовать в качестве жертвенного алтаря лишь одно названное Богом место как указание на то, что народ Израиля вновь будет жить на своей земле. До того же «богослужение могло совершаться и на других местах богоявлений». Таким образом, по мнению протоиерея И.Я. Богоявленского, идея централизации древнееврейского богослужения вопреки господствовавшему в библеистике представлению восходила к Моисею, а не к позднейшей эпохе. В октябре 1919 г., во время гражданской войны, вместе с отступавшими войсками генерала Николая Николаевича Юденича выехал из Гатчины в Эстонию. С собой вывез, спасая от осквернения, святыни Гатчинского собора: икону Божьей Матери «Филермская», десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня. Впоследствии эти святыни были отосланы в Копенгаген вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В Эстонии служил в соборе Александра Невского в Таллине, стал позднее его настоятелем. В течение многих лет был членом, впоследствии председателем епархиального совета Нарвской епархии, которая объединяла русские приходы Эстонской православной церкви (с 1923 по 1940 гг. – в составе Константинопольского патриархата). Являлся благочинным Ревельского (Таллиннского) русского округа Нарвской епархии. Получил известность как яркий, талантливый проповедник, пользовался большой любовью и уважением среди прихожан.

 



 
PR-CY.ru