ИСИДОР Твердислов, Ростовский - Страница 10

Хронологически сюжеты читаются справа налево: 1. «Утаився всех и дому своего отиде и мало прешед и ризу извлече с себя блаженныи Сидор»; 2. «Проходя грады и места и многу досаду и укорение блаженный приемлет»; 3. «Устрой же блаженныи Сидор кущу себе в храстине не покровенну»; 4. «Волнами разбивающеся кораблю и по жребию некоего купца ввергоша в море и спасе его»; 5. «Блаженный Сидор испроси (питии) у приста(в)ленника, ниже даде ему, но и отогна его»; 6. «Блаженныи Сидор доволно в хижине своей за оскорбящих его молитву творяше»; 7. «Принесша из Киева просфоры во время Святыя литургии о устроении кущи святого»; 8. «Преставися блаженныи Сидор, святая его душа ангелами взета на Небо». В нижней части листа – текст молитвы Исидору Твердислову, которая завершается пожеланием «благоверному же императору нашему Александру Павловичу на сопротивныя супостаты победы». По иконографии этот эстамп (в «зеркальном» виде) восходит к более ранней гравюре резцом последней трети XVIII в., где в молитве упоминается имя императрицы Екатерины II. Д.А. Ровинскому было известно ещё несколько вариантов подобных гравюр 1820–1830 гг., отличающихся текстами молитвы. Ранние произведения лицевого шитья с образом Исидора Твердислова представлены надгробным покровом 1571–1585 гг., выполненным в царской мастерской Ирины Фёдоровны Годуновой, который был послан в Ростов от имени сына Ивана Грозного Фёдора и его супруги (музей-заповедник «Ростовский кремль»). Исидор Твердислов изображён в рост, со скрещенными на груди руками, у него маленькая, слегка раздвоенная на конце борода и короткие густые светло-русые волосы, разделённые на прямой пробор, коричневая риза закрывает левое плечо. Вверху – поясной образ Спасителя, благословляющего обеими руками. В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» хранится ещё один покров Исидора Твердислова с изображением над блаженным полуфигуры Господа Саваофа. Изображения Исидора Твердислова встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из строгановских мастерских во второй половине XVII в. Так, орарь мастерской А.И. Строгановой (около 1665 г., Ярославский музей-заповедник) является вкладом Д.А. и Г.Д. Строгановых в Успенский собор Ростова. На сине-зелёный бархат нашиты клейма с образами святых в рост, среди которых помещён Исидор Твердислов. На пелене «Святые юродивые», созданной в 1660 гг. в той же мастерской (вклад Г.Д. Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска), среди пяти стоящих прямолично юродивых первый слева – Исидор Твердислов, с короткой бородой и взлохмаченными волосами, правая рука перед грудью, в левой – свиток, ноги босы; вверху в центре – образ Божьей Матери «Знамение». На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из церкви Толгской иконы Божьей Матери в Ростове, музей-заповедник «Ростовский кремль») чеканные изображения в медальонах расположены соответственно программе: в центре – «Явление Толгской иконы Божьей Матери Ростовскому епископу Трифону» (связано с посвящением храма), вокруг – поколенные изображения святых, среди которых преобладают Ростовские. Исидор Твердислов представлен в правой части вторым снизу, обращён к центру, волосы длинные, борода средней величины, в правой руке – кочерга, левая в молении протянута вперед; надпись: «Сты Сiдоръ блаж(е)нныи».

 



 
PR-CY.ru