ИСИДОР Твердислов, Ростовский - Страница 7

На иконе «Воскресение Христово – Сошествие во ад» (1729 г., музей-заповедник «Ростовский кремль») в верхней части композиции Святой Троице (новозаветной) предстоят избранные, главным образом, Ростовские чудотворцы, в том числе Исидор Твердислов (справа во втором ряду, между преподобными Авраамием и Иринархом затворником). Две иконы «Собор Ростовских святых» из церкви Толгской иконы Божьей Матери в Ростове отличаются по композиции и деталям иконографии. На образе 1838 г. Исидор Твердислов – крайний справа во втором ряду, изображён вполоборота влево, средовеком в белой рубахе, с кочергой в руке. На иконе конца XIX – начала XX вв. блаженный написан прямолично в верхней части левой группы, полуобнажён, руки скрещены на груди. Его образ включён также в иконописные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX – начала XX вв. (музей истории религии). На иконе Ростовских и избранных чудотворцев начала XX в. из часовни Обретения главы Иоанна Предтечи в Елеонском Вознесенском монастыре в Иерусалиме (согласно надписи на обороте, пожертвована в 1909 г. Александрой Фёдоровной Мальгиной из Ростова) Исидор Твердислов – крайний справа во втором ряду, старец с длинными волосами и густой бородой с проседью, придерживает три кочерги, голова склонена, на груди – цепь (воспроизводит образ Прокопия Устюжского в росписи Владимирского собора в Киеве). В первой половине XIX в. Исидора Твердислова (иногда вместо него Прокопия Устюжского) нередко изображали вместе с Иоанном Большим Колпаком в одном из клейм на нижнем поле палехских икон «Шестоднев» (музей Андрея Рублёва). Изображения Исидора Твердислова известны исследователям в составе минейных циклов, как правило, под 14 мая вместе с мучеником Исидором: на иконе последней четверти XVI в. (дар императора Николая II, Русский музей) Исидор Твердислов опоясан тканью, перекинутой через плечо; на вологодской иконе конца XVI в. (происходит из церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, Вологодский музей-заповедник); на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями первой четверти XIX в. (Русский музей; в руке у Исидора Твердислова посох); на палехской или вязниковской иконе первой половины XIX в. предположительно письма Т.И. Гагаева; до 2007 г. комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем в собрании М. Де Буара (М.Е. Елизаветина); на рисованных святцах в молитвеннике с месяцесловом княгини Марии Петровны Волконской-Кикиной, созданных в 1850 гг. под рукводством и при участии Фёдора Григорьевича Солнцева. На основе гравированных святцев 1722 г. Григория Павловича Тепчегорского, 1730 г. Ивана Константиновича Любецкого (раскрашенные экземпляры второй четверти, середины – второй половины XVIII в. в Российской государственной библиотеке) были созданы многие поздние иконы. В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пустыни, образ Исидора Твердислова помещён среди праведных и блаженных в верхних рядах слева: на иконе конца XVIII – начала XIX в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия; персты Исидора Твердислова сложены для крестного знамения), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей), на образе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея); на северодвинской иконе середины – третьей четверти XIX в. из деревни Малая Горка Виноградовского района Архангельской области (Русский музей).

 



 
PR-CY.ru