ИСИДОР Твердислов, Ростовский - Страница 11

В XVI в. Ростов был крупным центром резьбы по дереву. На обороте запрестольного креста середины XVI в. (музей-заповедник «Ростовский кремль») на нижнем перекрестии справа в медальоне вырезан поясной образ Исидора Твердислова в традиционной иконографии. На резной иконе «Избранные святые» середины XVI в. (музей-заповедник «Ростовский кремль») представлены в рост святитель Николай и Ростовские святые Авраамий, Пётр, царевич Ордынский, и Исидор Твердислов; на левом поле – полуфигура святителя Алексия, митрополита Московского. На резной с росписью иконе «Мученик Харалампий и блаженный Исидор Ростовский» XVIII в. (из собрания А.А. Титова, музей-заповедник «Ростовский кремль»), где святые молитвенно предстоят образу «Рождество Христово» (внизу – композиции Страстей Господних), Исидор Твердислов обращён влево, правая рука прижата к груди, в левой – кочерга. В XIX – начале XX вв. изображения Исидора Твердислова получили распространение в многочисленных произведениях ростовской финифти с образами местных святых, например, в изводах «Собор Ростовских чудотворцев», «Вид Ростовского кремля» блаженный обычно показан в левой части композиции (образки из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль», музея Андрея Рублёва). Исследователям известны отдельные поясные и ростовые эмалевые иконы Исидора Твердислова (музей-заповедник «Ростовский кремль», музей Андрея Рублёва). Исидор Твердислов представлен под 14 мая в Минее годовой (1864 г., музей-заповедник «Ростовский кремль»), в святцах на май первой половины XIX в. (музей истории религии). На майской минее из серии эмалевых икон второй половины XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии) – редкое изображение Исидора Твердислова в хитоне и гиматии. Работа ростовских мастеров финифти была подарена от жителей Ростова императору Николаю II и его супруге в день коронования 14 мая 1896 г. Дальнейшая история иконы исследователям неизвестна, сохранилась её фотография (музей-заповедник «Ростовский кремль»). На иконе были размещены дробницы с видами ростовских монастырей, в центре – образ святителя Николая, мученицы Александры и Ростовских святых (среди них – Исидор Твердислов). Внизу расположена дробница с текстом: «Их Императорским Величествам Государю Николаю Александровичу и Государыне Александре в память Священнейшего коронования 14 мая 1896 г. От мещанского Общества г. Ростова Великого. Яр. Губ.». Традиционная иконографическая линия продолжается в современной росписи по эмали, например, в произведении Александра Геннадиевича Алексеева «В мастерской А.И. Всесвятского» (2001–2008 гг., музей-заповедник «Ростовский кремль»). В XX в. образ Исидора Твердислова встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ Афанасия (Сахарова), Троице-Сергиева лавра), начало 1950 гг., конец 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра). В современной иконописи сохраняются разработанные изводы и типы изображения Исидора Твердислова, написаны его единоличные иконы. В ростовском Вознесенском храме находится аналойная икона с поясным изображением Исидора Твердислова в светлой ризе, со скрещенными на груди руками, короткие русые волосы и борода (2002 г., ростовский иконописец Станислав Бурлаков). На надгробной иконе (2011 г., московская иконописная мастерская М.В. Хренова) Исидор Твердислов представлен прямолично, в рост, руки сложены крестообразно, риза зелёная, вверху – композиция «Вознесение Господне». Икона написана в традициях искусства Палеха конца XIX – начала XX вв.



 
PR-CY.ru