ИСАИЯ, Балабан Иван - Страница 3

Впоследствии, примирившись с Львовским братством, Исаия уступил ему основанную епископом Гедеоном (Балабаном) в Крылосе (ныне село в Ивано-Франковской области) типографию, на которую братство имело часть прав; на базе оборудования, перевезённого из Крылоса, используя подготовленные там книги, львовская братская типография возобновила свою деятельность в 1608 г. 5 февраля 1608 г. князь Константин Константинович Острожский из уважения к церковным заслугам Исаии, а также «по срочным и важным причинам» выдал тому грамоту на пожизненное управление Дерманским Троицким монастырём. По мнению Я.Д. Исаевича, Исаия фактически управлял Дерманским монастырём с 1606 г. и руководил острожской типографией, где трудились священник Дамиан Наливайко и иеродиакон Киприан Святогорец. Смерть в феврале 1608 г. князя Константина Константиновича Острожского и переход Острога во владение его сына – католика Януша стали причиной того, что подготовленные острожскими издателями книги не были напечатаны в Остроге. В 1610 г. Киприан Святогорец отредактировал «Беседы Макария Египетского», изданные в 1627 г. в Вильно, также в Остроге священником Дамианом Наливайко был подготовлен сборник «Лекции словенские, от иерея Наливайко выбранные». В 1611 г. «единым от спудеов училища Острозскаго греко-словенскаго» был переведён с греческого языка трактат Феодора Абу Курры «Слова о ересях» – «Книга блаженнаго Феодора, нарицаемого Авукара, епископа Карийского, противу различных еретиков, июдей же и срацын». Перевод имеет посвящение Исаии, тексту предпослана обширная похвала в его адрес, в которой Исаия прославляется за твёрдость в хранении православия и за противостояние униатам и католикам. Издание не было осуществлено. Последней книгой, напечатанной в острожской типографии, стал Часослов с месяцесловом (1612 г.), в 1612 г. типография закрылась. Высказывавшееся в литературе утверждение, что Исаия продал шрифты острожской типографии Киево-Печерскому монастырю, не нашло подтверждения. В 1609–1612 гг. в Дерманском монастыре, игуменом которого был Исаия, жил греческий Стагонский и Метеорский епископ Авраамий. Как сообщается в Житии Иова (Княгиницкого), в 1612 г. был освящён Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит по благословению архимандрита Дерманского монастыря Исаии и епископа Авраамия, который подписал для скитской церкви антиминс. Из этого сообщения следует, что ни Исаия, являвшийся до 1612 г. настоятелем Уневского монастыря Львовской епархии; в 1612 г. уступил настоятельство Захарии (Копыстенскому), ни Иов (Княгиницкий) не признавали Львовского епископа Иеремию (Тиссаровского), вероятно, опасаясь его планов принять унию, и в случае необходимости обращались к греческим архиереям. 18 июля 1617 г. в Дерманском монастыре «тщанием» Исаии был составлен сборник переводов Симеона Нового Богослова. Исследователи полагают, что вскоре Исаия умер, т.к. в документе от 9 мая 1620 г. он упоминается как скончавшийся.



 
PR-CY.ru