ИСАИЯ СКИТСКИЙ, Нитрийский

ИСАИЯ СКИТСКИЙ, Нитрийский (вторая половина IV – первая половина V вв.) – преподобный (память в субботу сырную), египетский подвижник, автор аскетического сочинения «Слова подвижнические» (или «Аскетикон»), фрагменты из которого вошли в сборник «Добротолюбие». В источниках имя Исаии Скитского появляется в числе монахов, подвизавшихся в Ските (Вади-эн-Натрун); исследователи не всегда могут уверенно судить, идёт ли речь об одном и том же человеке. Палладий Еленопольский упоминает о некоем Исаие, который с братом Паисием удалился в Нитрийскую пустыню, где Паисий основал странноприимный дом, а его брат занимался аскетической практикой. После их кончины авва Памво (преподобный Памва) сказал, что их заслуги равны перед Богом. Ко времени посещения Египта Палладием (390 гг.) этот Исаия скончался. По мнению исследователей, он вместе с Паисием упоминается в послании епископа Аммония 363 г. О нём, как полагают исследователи, говорится в сборнике «Apophthegmata Patrum» («Изречения египетских отцов») как о знаменитом подвижнике рядом с Памво. В египетской «Истории монахов» отмечено, что Исаия Скитский видел ещё первых подвижников, в том числе Павла Фивейского. В «Apophthegmata Patrum» упоминаются Исаия, ученик и секретарь Макария Великого (ум. около 390 г.), подвизавшийся в Ските, Исаия, ученик аввы Амоя, Исаия, ученик аввы Ахилия, Исаия, ученик Пимена Великого (ум. в 449 г.). В неизданной версии Апофтегм также назван авва Исаия, живший в Ските с учеником Петром в то время, когда настоятелем их монастыря был авва Исаак (около 400 г.). Все упомянутые Исаии, кроме ученика аввы Пимена, гипотетически могут быть названы одним и тем же именем – Исаии Скитского. В таком случае Исаия Скитский в молодости вёл жизнь странствующего аскета и посещал различных подвижников, мог видеть Павла Фивейского, позднее мог быть учеником Амоя и Ахилия. Впоследствии он постоянно подвизался в Ските, где его в 363 г. застал епископ Аммоний и где он некоторое время был секретарём Макария Великого. Здесь он жил ещё около 400 г., будучи уже знаменитым подвижником, к которому приходили ученики. Впрочем, подобную реконструкцию исследователи считают не более чем гипотезой, и она не может служить надёжным основанием для воссоздания жизненного пути Исаии Скитского. Автор «Аскетикона» говорит, что был знаком с такими скитскими подвижниками, как Анув, Амун, Пафнутий, Сисой, Пимен, Арсений Великий и Иоанн Колов, однако их имена также мало что дают для реконструкции подробностей жизни Исаии Скитского, поскольку, за исключением двух последних подвижников, они не могут быть точно идентифицированы. Исследователи с уверенностью могут лишь сказать, что время подвижничества Исаии Скитского, скорее всего, – вторая половина IV – начало V вв. Вся последующая традиция христианской аскетической литературы связывает «Аскетикон» Исаии Скитского именно с Исаией, который жил в Ските в IV в. В конце XIX в. Г. Крюгер высказал предположение, что автором «Аскетикона» мог быть палестинский аскет и монофизитский деятель V–VI вв. Исаия Газский. Гипотеза не была принята большинством современных исследователей.

 



 
PR-CY.ru