ИСАИЯ ГАЗСКИЙ - Страница 2

Исследователи полагают, что после общения с Несторием и Дионисием он переселился в окрестности Газы, где основал монастырь; руководство обителью поручил соотечественнику пресвитеру Петру. Иногда приходившие к нему посетители получали ответы на вопросы через пресвитера Петра, даже не успев ничего рассказать о своих нуждах. Исаия Газский принимал участие в богословских спорах в среде монофизитов. Когда Пётр Ивер начал дискуссию о сосущности тела Христа телу человека и анафематствовал всех, кто этого не исповедует, палестинские монахи обратились к Исаие Газскому для решения этого вопроса. Исповедание Исаии Газского, с которым все согласились, гласило, что Единый Господь Иисус Христос по божеству единосущен Отцу, а по человечеству – людям. Исаия Газский осудил раскол акефалов. Он был сведущ в античной философии, софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина. Слава об Исаие Газском дошла до императора Зинона, который захотел его увидеть и послал за Исаией Газским евнуха Косму. В это время Исаия Газский был уже тяжело болен и передал императору и императрице послание. Когда вскоре Исаия Газский выздоровел, Захария предположил, что эта болезнь была дипломатической для того, чтобы избежать встречи с императором Зиноном и земной славы. Однако через некоторое время Исаия Газский скончался. В Житии Исаии Газского, написанном Захарией Ритором, говорится о сочинении Исаии Газского для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний»). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности Исаие Газскому «Аскетикона», авторство которого традиционно приписывается Исаии Скитскому. «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. Исаия Газский не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику египетских отшельников времён становления монашества (IV в.). Кроме того, у исследователей нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» исследователи находят следы пяти редакций, и Исаия Газский, как человек, знакомый с традициями египетского монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие). Исаия Газский почитается как святой в Сирийской яковитской церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днём месяца второго тешрина (ноябрь) в Мартирологе Рабана Слибы (конец XIII в.) с титулом «детоводитель».



 
PR-CY.ru