ИСААКИЙ, Борискович - Страница 2

В «Октоихе» Исаакий назван протосинкеллом Александрийского патриарха. Экземпляр «Октоиха» Исаакий пожертвовал 15 февраля 1605 г. Львовскому братству, сделав вкладную запись на церковнославянском и греческом языках. Исаакий подписался в книге как игумен Дерманского монастыря (это – последнее упоминание его в такой должности). Исследователи полагают, что около 1605 г. Исаакий (Борискович) вместе с Иовом (Княгиницким) покинул Дерманский монастырь, тогда же из Дермани в Острог была переведена типография. 13 февраля 1608 г. князь К.К. Острожский назначил настоятелем обители архимандрита Исаию (Балабана). В 1614 г. Исаакий находился на Афоне, написанное в этом году послание он подписал как «бывший проигумен дерманский». В 1617 г. жил на Волыни, был настоятелем расположенного на острове на реке Стырь Чернчицкого Преображенского монастыря (бывшее село Чернчицы, ныне окраина Луцка, Украина) и как настоятель этой обители вступил в созданное в 1617 г. луцкое Крестовоздвиженское братство. В 1617–1618 гг. упоминается чернчицкий игумен Герасим (Микулич), с начале 1620 г. в документах Исаакий вновь фигурирует как настоятель Чернчицкого монастыря. Когда в марте 1620 г. в Киев приехал Иерусалимский патриарх Феофан IV, Исаакий от Луцкого братства обратился с просьбой благословить освящение строившейся братством церкви Воздвижения Креста Господня. Патриарх не только дал благословение, но и сделал храм и братство ставропигиальными. 11 января 1621 г. в Белой Церкви Исаакий был хиротонисан патриархом Феофаном во епископа Луцкого и Острожского. Сведений об архипастырской деятельности Исаакия не сохранилось. По мнению исследователей, в начале 1620 гг. существовал план образования из юго-западных приходов и монастырей православной Луцкой епархии Острожской и Дубенской епископии: в 1623–1624 гг. настоятель Преображенского монастыря в Дубно Мукачевский епископ Сергий (Тисмянский) имел титул «прономий епископии Острожской и Дубенской» (раньше, в 1609–1610 гг., епископ Сергий жил в Степанском монастыре). Исследователи полагают, что этот план не был реализован из-за смерти епископа Сергия в 1624 г., тогда, по словам Исаакия, началось «утеснение великое» православных со стороны униатского Луцкого епископа Иеремии Почаевского, и Исаакий был вынужден искать убежище в Киеве. Раньше в письме Московскому патриарху Филарету, написанном 22 августа 1622 г. в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре, Исаакий жаловался на усиление гонений против православных в Речи Посполитой и просил патриарха принять и «пожаловать» его в русской столице. В августе 1624 г. Киевский митрополит Иов (Борецкий) направил Исаакия в Москву с важной миссией. Вместе с «протосинкеллом Памвой» (по мнению исследователей, заведовавший киево-печерской типографией иеромонах Павма (Берында), который с 1620 г. имел титул «протосинкелл Иерусалимского патриаршего трона») Луцкий епископ должен был просить о помощи для западнорусского православного духовенства и выступивших против властей Речи Посполитой казаков, в крайнем случае, об убежище в России для православных епископов и войска Запорожского. В августе Исаакий приехал в Путивль, но лишь в октябре он смог поехать в Москву, 4 января 1625 г. его принял царь.

 



 
PR-CY.ru