ИСААКИЙ, Борискович

ИСААКИЙ, Борискович (ум. в 1643 г.) – епископ Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии (1621–1633 гг.). О ранних этапах биографии Исаакия сохранилось его свидетельство в письме патриарху Московскому и всея Руси Филарету от 22 августа 1622 г. Исаакий писал, что в течение семи лет он был учеником Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса (занимал кафедру в 1590–1601 гг., в 1597–1598 гг. также являлся местоблюстителем онстантино-польского престола) и был рукоположён им во диакона. В 1600 г. из Александрии Исаакий совершил путешествия в Иерусалим, где встречался с патриархом Софронием V, и в Антиохию, где был принят патриархом Иоакимом VI, присутствовал при кончине патриарха Мелетия в сентябре 1601 г. Исаакий был рукоположён во иерея ближайшим учеником и преемником Мелетия на Александрийской кафедре Кириллом I Лукарисом. Исаакий также писал патриарху Филарету о том, что провёл 15 лет на Афоне. Исследователи отождествляют Исаакия (Борисковича) с Исаакием, степанским архимандритом, который принял участие в Брестском православном Соборе 1596 г. (см. Брестская уния). Такое отождествление многим исследователям представляется обоснованным, поскольку известно о более поздних тесных связях Исаакия со Степанским Михаило-Архангельским монастырём (существовал в окрестностях посёлка Степань Ровненской области, Украина). Исследователи полагают, что Исаакий вернулся в Речь Посполиту в 1594 г., когда Мелетий I Пигас отправил туда со своим посланием Кирилла Лукариса. Степанский монастырь принадлежал к числу обителей, находившихся под патронатом князя Константина Константиновича Острожского и предназначенных для проживания в них православных восточных иерархов, приезжавших по приглашению князя из Османской империи и других стран. Настоятелем Степанского монастыря Исаакий был до 1599 г., т.к. 30 сентября 1599 г. по распоряжению князя К.К. Острожского обитель была передана прибывшему в его владения в 1596 г. и оставшемуся на Волыни Белградскому митрополиту Луке Сербину. В 1599 г. Исаакий как игумен дубенского Преображенского монастыря (существовал в г. Дубно, современная Ровненской область) и представитель князя К.К. Острожского принял участие в съезде православных и протестантов в Вильно, на котором рассматривался вопрос о совместной борьбе против католич. прозелитизма. Когда князь Константин Константинович по совету Мелетия I Пигаса и Кирилла Лукариса решил превратить Дерманский Троицкий мужской монастырь (см. Святой Троицы женский монастырь в селе Дермань (современная Ровненская область)) в центр духовного образования (монахи должны были, в частности, учиться там греческому и латинскому языкам под руководством клириков Восточной церкви), он поставил 5 июля 1602 г. во главе этой обители Исаакия. Для установления в монастыре общежительного устава Исаакий прибег к помощи ранее подвизавшегося на Афоне Иова (Княгиницого; об этом сообщается в Житии преподобного Иова, где Исаакий назван святогорцем). В годы настоятельства Исаакия в Дерманском монастыре был выполнен ряд переводов с греческого, в том числе перевод на просту мову сочинения Филадельфийского митрополита Гавриила Севера «Синтагматион о семи святых таинствах», осуществлённый острожским иеродиаконом Киприаном. Трудами Исаакия в Дерманском монастыре была устроена типография, в которой напечатаны «Лямент дому княжат Острожских» (после 2 декабря 1603 г.), «Октоих» (апрель 1603 г. – сентябрь 1604 г.) и послание Мелетия Пигаса к униатскому митрополиту Ипатию Потею (6 февраля 1605 г.).

 



 
PR-CY.ru