ИСААК СОБАКА, Бирев

ИСААК СОБАКА, Бирев (ум. после 1549 г.) – каллиграф, сотрудник Максима Грека и Вассиана (Патрикеева). Тождество двух книгописцев с именем Исаак (Собаки и Бирева) установлено на основании почерковедческого анализа Нины Васильевны Синицыной (оно предполагалось исследователями и раньше). Свидетельства о раннем периоде жизни Исаака Собаки отсутствуют, многие факты его биографии исследователи реконструируют на основании атрибуции ему ряда рукописей. По мнению исследователей, Исаак Собака был пострижен в монашество Корнилием Комельским: книгописец назван «Корнилиевым пострижеником» в записи на рукописи 16 Слов Григория Богослова с толкованиями (Российская государственная библиотека). В таком случае постриг Исаака Собаки исследователи готовы датировать не раньше 1501 г., поскольку к этому времени относится ставленая грамота митрополита всея Руси Симона преподобному Корнилию. В литературе высказано предположение о знакомстве Исаака Собаки с Нилом Сорским, во всяком случае, Исаак Собака принимал участие в переписке одного из ранних сборников сочинений преподобного Нила (Исторический музей, 1510 гг.). Косвенно в пользу этого предположения может свидетельствовать тот факт, что в конце жизни Исаак Собака поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни. Исходя из позднейших фактов биографии Исаака Собаки, исследователи предполагают, что в Кирилловом в честь Успения Пресвятой Богородицы Белозерском монастыре он познакомился со ссыльным иноком публицистом-нестяжателем (см. Несятяжатели) Вассианом (Патрикеевым). Исследователи не исключают, что в конце 1490 гг. – 1510 гг. Исаак Собака периодически посещал Москву, Троице-Сергиев и Кириллов Белозерский монастыри: на это указывает его сотрудничество в переписке книг в данный отрезок времени с Гурием (Тушиным) и с Михаилом Медоварцевым. Со второй половины 1510 гг. книгописец, по мнению исследователей, регулярно работал для Вассиана (Патрикеева) и Максима Грека. В судном деле Максима Грека упоминаются сделанные Исааком Собакой списки перевода Жития Богоматери в редакции Симеона Метафраста с «хулными строками», послужившими одной из причин обвинения святогорца в ереси, и списки «Правил», отредактированных Вассианом (Патрикеевым), которые хранились в казне великого князя Василия III Ивановича; последнюю рукопись исследователи отождествляют с сохранившейся Кормчей Вассиановской редакции (Российская государственная библиотека). Высказанное в литературе последних лет предположение, что во второй половине 1520 гг. Исаак Собака оставил Вассиана (Патрикеева) и перешёл на сторону митрополита Даниила, основывается на атрибуции книгописцу нескольких страниц в составе митрополичьей Сводной Кормчей.

 



 
PR-CY.ru