ИРМОС

ИРМОС – краткое песнопение, поэтический и мелодический образец для тропарей гимнографического канона. Тропари канона совпадают с ирмосом по числу слогов, делению на певческие строки и ударениям (такие же принципы соблюдаются при создании стихир и других песнопений на подобен). Ирмосы предваряет каждую песнь канона и исполняется во многих случаях как первый тропарь канона. По содержанию ирмос более тесно связан с текстом соответствующей библейской песни, чем тропари канона. Таким образом, ирмос является связующим звеном между библейской песнью и тропарями канона, чем обычно объясняют значение этого термина, происходящего от греч. – «соединять», «нанизывать». Ирмосы присутствуют в началах канонов древнего иерусалимского Тропология VII–VIII вв., сохранившегося в грузинских переводах (см. «Иадгари»). В этом же сборнике встречаются каноны и без ирмосов: до IX–X вв. многие каноны не использовали ирмосы, к некоторым из них ирмосы были составлены позднее, например, к Великому канону Андрея Критского. Тропологий новой редакции IX–X вв. включает целый раздел, содержащий ирмосы – Ирмоголий. В Ирмологий нового Тропология помимо ирмосов также вошли «ирмосы стихир» (т.е. образцы для пения циклов стихир-подобнов) и богородичны канонов при ирмосе (употребление общих богородичнов для разных последований в целом характерно для православной богослужебной традиции, но в более поздних византийских богослужебных книгах такое употребление богородичнов в канонах не акцентируется). Таким образом, в Ирмологии нового Тропология собраны образцы песнопений разных жанров. В константинопольской богослужебной традиции IX–X вв., в рамках которой начал формироваться полный корпус византийских богослужебных книг (Минея, Октоих, Триоди), написание значительного числа канонов закрепило за ирмосом роль универсального образца для тропарей канона. Ирмос или указание на ирмос стало обязательной принадлежностью канона в богослужебных книгах Студийского и Иерусалимского уставов. Пение ирмосов хотя бы одного из канонов стало обязательной частью утрени и некоторых других служб. Исполнение после песни канона ирмоса последнего из певшихся канонов или же ирмоса канона ближайшего великого праздника получило название катавасии. Для канонов, первоначальные ирмосы которых не соответствуют настрою и содержанию богослужебной памяти, были созданы дублирующие циклы ирмосов (например, дополнительные ирмосы для канона Крестопоклонной недели Великого поста, составленного по образцу пасхальных ирмосов). В рукописной традиции, ориентированной на требования Студийского и Иерусалимского уставов, ирмосом также называются первые тропари на блаженнах (в Октоихе, а также в праздничных богослужебных последованиях), что соответствует их универсальному употреблению в разных циклах соответствующих гласов. Особенности истории формирования канона привели к возникновению нескольких типов ирмосов, различающихся по содержанию: 1) ирмосы, составленные на основе одной из библейских песней или являющиеся выдержками из её текста; 2) ирмосы, посвящённые тому или иному празднику и не содержащие аллюзий на текст библейских песней. Ирмосы этого типа обычно начинают песни канонов великих праздников и являются, по сути, первыми тропарями соответствующих песней канона; 3) ирмосы смешанного типа, содержащие праздничный и библейский элементы. Ирмосы с праздничным (и отчасти со смешанным) содержанием зачастую имеют раннее происхождение, будучи составленными вместе с соответствующими праздничными канонами. На это указывает то, что первые буквы этих ирмосов часто входят в акростих канона.

 
PR-CY.ru