ИРИНЕЙ - Страница 3

Эта ошибка закрепилась в более поздних календарях – в Мартирологе Флора Лионского (середина IX в.) память Иринея приведена дважды – под 25 марта (со сказанием) и под 6 апреля. В так называемом Малом Римском Мартирологе (середина IX в.) и в Мартирологе Адона Вьеннского (вторая половина IX в.) сохранена лишь память под 25 марта. Краткое сказание об Иринее, помещённое под тем же числом в Мартирологе Узуарда (вторая половина IX в.), стало основанием для внесения памяти Иринея в Римский Мартиролог (XVI в.). Перемещение памяти святого происходило и в позднейших богослужебных книгах Джяковско-Сремского епископства (ныне архиепископство Джяково-Осиек), где почитание Сирмийских мучеников возродилось благодаря деятельности епископа Йосипа Штроссмайера (1849–1905 гг.). Память Иринея первоначально праздновалась 26 марта, с 1967 г. – 23 августа, тогда же было установлено общее поминовение Сирмийских мучеников 5 ноября. В 1990 г. отдельная память Иринея была перенесена на 6 мая. В греческой традиции первоначальная дата памяти Иринея также была изменена. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) память святого указана под 23 августа, в один день с памятью Иринея Лионского. Эта дата стала основным днём празднования Иринея в восточной традиции, под ней память святого указана в Минологии Василия II (конец X – начало XI вв.). В различных синаксарных и других агиографических сборниках память Иринея отмечена также под 21, 22 августа, 6 апреля. В некоторых рукописях Синаксаря Константинопольской церкви под 23 августа помещена память мучеников Иринея, Ора и Оропса. Кроме того, в рукописи Мученичества этих святых, использованной Ф. Алькеном, говорится о том, что мучеников также бросили в реку Сава. Исследователи полагают, что поэтому Ф. Алькен объединяет комплекс Мученичеств этих святых под именем Иринея, священномученика Сирмийского. В настоящее время в Сербской православной церкви память Иринея отмечается 26 марта (8 апреля). В 1976–1977 гг. на территории восточного пригородного некрополя Сирмия были исследованы остатки базилики Иринея – однонефного (?) одноапсидного храма, построенного в середине – второй половине IV в. Храм был идентифицирован по упоминанию в одной из эпитафий о погребении в «базилике господина нашего Иринея» (in basilica domini nostri Erenei). После неоднократных вторжений варваров в V–VI вв. Сирмий пришёл в упадок, епископская кафедра перестала существовать. В это время реликвии многих паннонских святых были перенесены в другие области, где продолжалось их почитание. Так, почитание св. Димитрия сохранялось в Фессалонике, св. Анастасии – в Риме и Константинополе, святых Квирина и Поллиона – в Риме и т.д. О перенесении мощей или других реликвий Иринея из Сирмия сведений нет, однако почитание святого зафиксировано в ряде западных и восточных богослужебных книг. О паломничестве к церкви св. Иринея (по мнению исследователей, в Сирмии) сообщал Охридский архиепископ Феофилакт Болгарский (1088/1089 – 1125 гг.), в Житии Тивериопольских мучеников. Рассказывая об исцелении человека, страдавшего крайним чревоугодием, Феофилакт упоминает о том, что больной совершил паломничество в Рим, к гробнице апостола Петра, и к храму св. Иринея (было известно, что в этом храме совершались чудеса).

 



 
PR-CY.ru