ИРИНЕЙ

ИРИНЕЙ (ум. в 303 г.?) – епископ города Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) в годы совместного правления императоров Диоклетиана (284–305 гг.) и Максимиана Галерия (286–305 гг.), священномученик (память 26 марта; память в Западной церкви 6 апреля, 25 марта; память в Греческой церкви 6 апреля, 23 августа). Акты мученичества Иринея сохранились в греческой и латинской версиях. Вопрос о языке оригинального текста остаётся нерешённым. По мнению Л.С. Тиймона, греческая версия является переводом с латинской, Ж. Зейлер также высказался в пользу первичности латинского текста. Однако М. Симонетти указал, что обе сохранившиеся версии Актов мученичества являются переработками оригинального текста, по его мнению, греческого панегирика святому. При этом латинская версия подверглась правке в соответствии с текстом греческой версии и, таким образом, является более поздней. Ф. Дольбо, осуществивший критическое издание текстов, вернулся к гипотезе о первичности латинской версии. Х. Хильдебрандт показал, что содержание речей Иринея, приведённых в Актах мученичества, может восходить к трактату Киприана Карфагенского «О побуждении к мученичеству», что свидетельствует в пользу мнения Л.С. Тиймона, Ж. Зейлера и Ф. Дольбо. Однако гипотеза о существовании первоначальной греческой версии соответствует языковой ситуации в христианских общинах Иллирика в начале IV в.: несмотря на то что придунайские провинции Римской империи входили в зону распространения латыни, христианские общины преимущественно состояли из грекоязычных выходцев из восточной части империи. Многие мученики, пострадавшие в Паннонии, носили греческие имена, в том числе Ириней. Вопросы об исторической достоверности и о литературных особенностях Актов мученичества Иринея остаются предметом дискуссий. По мнению большинства исследователей, Акты мученичества являются «стилизованной и расширенной версией судебного протокола». Согласно Ж. Зейлеру, «текст имеет все признаки древности» и «является одним из лучших «Мученичеств» Паннонии». С этой точки зрения первоначальная (греческая или латинская) версия Актов мученичества, в которой содержалось описание допроса и казни Иринея, была переработана и дополнена библейскими цитатами и пояснениями о значимости мученического подвига. Однако исследователи полагают, что произведение было составлено через несколько десятилетий после кончины Иринея на основе преданий о мученичестве святого. По мнению исследователей, это объясняет беллетризованный характер повествования и отсылки к более поздней церковной истории Сирмия. Акты мученичества открываются кратким прологом, в котором сообщается о жестоком гонении на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане. Повествование начинается с диалога между арестованным Иринеем и Пробом, префектом (президом; в греческом тексте – игемон) провинции Паннония. Ириней отказался принести жертву богам, после чего Проб велел пытать святого. В это время привели родственников и домочадцев Иринея, которые стали уговаривать святого исполнить приказ, указывая на его красоту и молодость (vultum et aetatem eius precabantur). Однако Ириней не поддался на их увещевания и был брошен в темницу и страдал от болезней.

 



 
PR-CY.ru