ИРИНЕЙ, Фальковский Иван Иоакимович - Страница 9

Соглашаясь с католическими богословами, он выделяет четыре признака церкви, основанием которых является девятый член Никео-Константинопольского Символа веры: 1) единая; 2) святая; 3) кафолическая, т.е. соборная; 4) апостольская. Признаки единства церкви Христовой, показывает Ириней, следуют из самого Слова Божия – это 1) единая вера (Еф. 4:5); 2) единый дух (Еф. 4:4); 3) единая благодать (Еф. 4:7; Деян. 4:33); 4) единый Святой Дух (1 Кор. 6:17); 5) её единый Глава – Христос (Еф. 1:22; 1 Кор. 12:12). Святость церкви, согласно Иринею, – это не та совершенная (perfecta, absoluta) святость, которая будет достигнута лишь в будущем веке, но «относительная» (imperfecta, relativa) святость, которая включает в себя три элемента: «святость призвания» (sanctitas vocationis), т.е. то, что вся церковь и все её члены призваны к святости (ср.: Еф. 1:4); «святость исповедания» (sanctitas professionis), т.е. святость церковной веры; «внутреннюю святость» (sanctitas interna), т.е. святую жизнь отдельных членов церкви. В специальном рассуждении Ириней показывает, что выделенные четыре признака не могут относиться исключительно к католической церкви, как о том учат католические богословы. Ириней рассматривает также три особых признака церкви, в учении о которых он опирается на мнение католических авторов. Первый признак, «видимость» («visibilitas»), имеет полемическую окраску и противопоставляется протестантскому учению о «невидимой Церкви». Вторым признаком Ириней считает «непреходящесть» («indefectibilitas»), третьим – «непогрешимость» («infallibilitas»). Рассуждая о непогрешимости церкви, Ириней отмечал, что этот признак обозначает, что вся церковь никогда не может отпасть от истины в области вероучения или нравственного учения. Он также специально оговаривает, что «непогрешимость» не может приписываться отдельному члену церкви или даже всем членам церкви вместе, но относится к «необходимым образом присутствующему в Церкви Духу Христову». Позднее Иннокентий (Борисов) присоединился к утверждению Иринея, что церковь непогрешима вся в целом. По словам Иринея, приведённым признакам и свойствам в его время удовлетворяет лишь одно религиозное сообщество: «Соборная Восточная Церковь, именуемая Греко-Российской», т.е. православная церковь. В третьей главе книги 14 Ириней полемизирует с католическим учением о том, что папа Римский есть единственный глава Вселенской церкви. Книга 15 посвящена изложению учения о иерархии, которая, согласно Иринею, выполняет три функции: церковную, политическую и «домостроительную» (oeconomicum). Первая функция связана с защитой истинного вероучения, вторая – с поддержанием общественного порядка, третья – с заботой о защите семейных отношений.

 



 
PR-CY.ru