ИРИНЕЙ, Фальковский Иван Иоакимович - Страница 8

Это были книги для заучивания, недвижное “предание школы”». «Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия...» действительно был составлен Иринеем для «школы» – Киевской академии; принцип изложения его соответствует задаче – ясно и доходчиво объяснить студенту богословские темы, применяя такой приём как опровержение возражений (в первой части труда). Однако некоторые исследователи его жизни и творчества считали, что, хотя Ириней следует плану догматики архиепископа Феофана (Прокоповича), шесть последних книг (13–18), написаны им самостоятельно, их нет у архиепископа Феофана. Сам же Ириней в заглавии указывает на то, что шесть последних книг созданы «на основании набросков того же Феофана». В книгах 13–16 излагается учение о церкви. В книге 17 речь идёт о врагах церкви, «схизматиках», еретиках, об антихристе. Глава 6 книги 18 посвящена церкви во славе («De vita aeterna, ubi et de Ecclesia in Gloria»). Истинная церковь Божья отличается от других религиозных сообществ сущностными признаками (essentiales notae), которые могут быть присущи только ей одной. Согласно Иринею, все вообще признаки церкви подразделяются на два вида: «одни – неизменные, адекватные, вечные и сущностные; другие – правдоподобные, общие и акцидентальные». По словам Иринея, католики (в частности, Р. Беллармино) учат о «чрезмерно многих» признаках истинной церкви (Ириней насчитывает 15 признаков), тогда как протестанты выделяют всего два признака: «чистую проповедь слова Божия и законное исполнение таинств». Позиция самого Иринея близка к протестантской: он утверждает, что «истинная Церковь Божия существует там, где есть неповреждённое (integra) исповедание истинной веры», однако, возражая протестантам, отмечает, что «не может быть неповреждённого исповедания веры без конкретной действенности (sensibili efficacia) слова Божия», т.е. без стремления к добродетельной жизни служителей церкви и её членов. Понятие «церковь» в широком смысле Ириней использовал не исключительно по отношению к христианской церкви, утверждая, что есть три стадии существования истинной церкви: «до закона», «в законе», «в благодати». Церковь «до закона» – это все истинно верующие, жившие до дарования Богом закона Моисею; церковь «в законе» существовала от Моисея до рождества Иисуса Христа; церковь «в благодати» «появилась благодаря рождению Виновника благодати Иисуса Христа, она образуется уже не из одного избранного народа, как (две) первые (церкви), но из всех народов..., просвещённых евангельским светом». В книге 14 Ириней рассуждает о признаках и свойствах «Церкви, (пребывающей) в благодати», т.е. той христианской Церкви, которая существует ныне.

 



 
PR-CY.ru