ИРИНЕЙ, Фальковский Иван Иоакимович - Страница 7

Ириней отошёл ко Господу в воскресенье: он сидел в своих покоях над раскрытой Библией. Его положили в домовой церкви, 30 апреля перенесли в придел великомученицы Екатерины большой церкви. 1 мая, после Божественной литургии и панихиды, совершённой митрополитом Евгением (Болховитиновым), Ириней был погребён посередине придела. На арке, по завещанию Иринея, впоследствии был написан портрет Иринея Лугдунского (Лионского), имя которого принял Ириней при пострижении в монашество. Сохранился поясной живописный портрет Иринея, выполненный в 1860 гг. для конгрегационного зала Киевской духовной академии (Киево-Печерский музей-заповедник; для посетителей портретной залы при Киевской духовной академии). Он является копией с оригинала первой четверти ХIХ в. Ириней представлен в архиерейском облачении – серо-голубом саккосе, омофоре и в митре, на груди – панагия с образом архангела Михаила и крест; обеими руками благословляет. «Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия... («Christianae, Orthodoxae, Dogmatico-polemicae Theologiae... Compendium»)», как указывает автор в заглавии, является сокращённым изложением системы архиепископа Феофана (Прокоповича). Это «сокращённое изложение» составило два объёмистых тома. Написано на латыни. В первой главе, раскрывающей предмет богословия, даётся следующее определение: богословие есть беседа о Боге, или учение о познании и почитании Бога, полученное от Него к славе Его Самого и к нашему спасению. Сочинение построено таким образом: «положение», например, «Священное Писание есть истинное слово Божие»; «доказательства»; затем «возражения» в форме вопросов и ответы на них, например: «В истории о столпе вавилонском Бытие 11:7 пишется, что Бог, якобы боясь чего-то, призывал на совет, и сошёл с неба для смешения языков, – что Богу неприлично. Следовательно, Священное Писание содержит в себе что-то неприличное, а потому не есть Слово Божие»; ответ: «Вышесказанное Богу неприлично, если мы будем брать это в смысле собственном, и это я отвергаю, но о Боге многое говорится не в собственном смысле, а по-человечески». Догматико-полемическое богословие Иринея некоторые писатели характеризовали как только искусно составленное извлечение из системы архиепископа Феофана (Прокоповича). Перечисляя «Компендиумы» конца XIX – начала XX вв. – архимандрита Иакинфа (Карпинского), архиепископа Сильвестра (Лебединского) и Иринея, протоиерей Георгий Флоровский писал: «...Всё по Феофану. Во всех этих книгах и компендиях напрасно искать свободного движения мысли.

 



 
PR-CY.ru