ИРИНЕЙ, Шульмин Михаил Александрович - Страница 3

По свидетельству прихожан, управляя Мензелинской викарной кафедрой, «епископ был чужд политики, в своих проповедях и речах был в высшей степени корректен, о советской власти говорил, что это единственная в мире власть, проводящая в жизнь евангельские начала свободы и братства и равенства. Вмешательство в политику бывшего патриарха Тихона осуждал и в молитвах за богослужением имени его не поминал». 26 июня 1923 г. Ириней вместе с духовенством и приходами города официально примкнул к обновленчеству, о чём послал заявление обновленческому Уфимскому и Мензелинскому епископу Николаю Орлову. Как указывал Ириней позднее на допросе: «Цель нашего признания ВЦС была такая: сохранить мир церковный и прекратить среди народа нелепые слухи об обновленчестве, чтобы т(аким) образом служа в Мензелинске не быть предметом раздора, а всех примирить, объединить под управлением ВЦС, что мне, кажется, и удалось сделать». Исследователи полагают, что переход Иринея в обновленчество объяснялся угрозой его свободе. За борьбу с обновленцами в это время были арестованы священнослужители Нижнетагильского викариатства во главе с епископом Львом (Черепановым). Тем не менее, 29 июня 1923 г. Ириней был задержан и затем этапирован в Екатеринбург. Проходил по одному делу с епископом Львом и группой православного духовенства и мирян Екатеринбургской епархии (всего 13 человек). Ириней обвинялся в связях с «черносотенным духовенством в районах Урала» и в «контрреволюционной деятельности» по организации Нижнетагильской автокефалии. Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 августа 1923 г., обвиняемые были направлены в Москву в Секретный отдел ГПУ. Прибывших арестованных поместили в Бутырскую тюрьму. По решению Коллегии ГПУ от 25 сентября того же года Ириней и другие проходившие по делу, за исключением епископа Льва, были освобождены под подписку о невыезде с постоянного места жительства. 1 октября Ириней подал рапорт патриарху Тихону, в котором писал, что теперь, «освободившись из заключения, готов служить Церкви Христовой», и просил утверждения в своей должности. Указом патриарха от 2 октября 1923 г. Ириней был назначен епископом Мензелинским, викарием Уфимской епархии. Таким образом, патриарх признал законной епископскую хиротонию Иринея (как и все хиротонии, совершённые в период временной автокефалии Уфимской епархии) и утвердил учреждение Мензелинского викариатства, совершённое Собором Уфимских автокефальных епископов. В связи с окончанием следствия по делу о Нижнетагильской автокефалии постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам от 14 декабря 1923 г. дело было прекращено и сдано в архив. Подписка Иринея о невыезде аннулировалась. К весне 1924 г. относятся сведения о новом переходе Иринея к обновленцам. Как сообщал патриарху Тихону в докладе от 31 марта временно управляющий Уфимской епархией епископ Иоанн (Поярков): «Епископ Ириней Мензелинский не даёт о себе сведений и есть подозрения в уклонении его в обновленчество…». О двухкратном переходе Иринея в обновленчество писали и обновленческие издания. По мнению исследователей, именно колебания Иринея привели к его перемещению из Мензелинска и назначению по указу Тихона от 26 мая 1924 г. епископом Малмыжским, викарием Сарапульской епархии, возглавлявшейся епископом Алексием (Кузнецовым; впоследствии архиепископ).

 



 
PR-CY.ru