ИРИНЕЙ, Братанович (Братановский) Иван - Страница 4

В другой раз крестьяне некоего вологодского помещика скосили сено на архиерейском лугу и увезли на господский двор. В день именин помещика Ириней отправил к нему слугу. Передав архиерейское поздравление и благословение, слуга между прочим сказал: «Владыка спрашивает, когда ему пригонять своих коров, ведь сено вы уже увезли». По расходным книгам Вологодского архиерейского дома исследователи судят о том, насколько скромным в быту был епископ. Так, для Иринея обычно закупалась простая деревянная посуда, лубяные сани, в списках архиерейских «домовых расходов» отсутствовала такая статья, как «особый реестр припасов», т.е. вино и водка. При преемнике Иринея Вологодском епископе Арсении (Тодорском) только в сентябре 1796 г. на «особый реестр» было истрачено 153 руб., «да сверх сего куплено бутылок: одинарных 100, осмушных 100, штоф полуведерный, ведерных бутылок две да пробок 150, а всего куплено на 87 руб. 13 коп.», кроме того, в архиерейские покои были закуплены новая европейская посуда, роскошные люстры и проч. (Российская государственная библиотека). Перед кончиной Ириней завещал совершить над ним простое монашеское отпевание, вместо архиерейских шапки и креста положить в гроб камилавку с клобуком и деревянный крест. Скончался в среду Светлой недели. Отпевание Иринея совершили клирики Вологодской епархии: настоятель Димитриева Прилуцкого монастыря архимандрит Иннокентий (Лавров), два игумена и два протопопа. Надгробную речь сказал настоятель кафедрального Софийского собора протоиерей Василий Нордов. Ириней был похоронен в простом некрашеном гробу в вологодском Софийском соборе на правой стороне. Надпись на его гробнице гласила: «Слова его Божественны гремели» (надгробие утрачено). Свою библиотеку Ириней завещал племяннику архиепископу Анастасию, книжное собрание которого поступило в Астраханскую духовную семинарию. В XVIII–XIX вв. единственный известный портрет Иринея (последняя четверть XVIII в.; Вологодский музей-заповедник) хранился в трёхэтажной «палате» (1764–1769 гг.) Вологодского архиерейского дома. Поясной живописный портрет Иринея последней четверти XVIII в. работы неизвестного художника (Вологодский музей-заповедник) находился в архиерейском доме в Вологде, в приёмном зале «Иосифовского» корпуса слева от портрета епископа Иосифа (Золотого). Ириней представлен вполоборота вправо, в тёмно-коричневой рясе и архиерейской мантии тёмно-синего цвета с розовато-красными скрижалями, на голове – чёрный клобук, на груди – панагия с образом Христа Великого Архиерея на престоле, обрамлённая драгоценной оправой с короной и тремя подвесками. Прямая русая борода епископа внизу раздваивается, правая рука – в именословном благословении, в левой – высокий посох с навершием в виде змеиных голов, без сулока. Высветления на лице и складках облачения носят условный плоскостно-орнаментальный характер, трактовка образа близка к иконописной. Мастер оставил набрызги краски в виде капелек красного цвета по всему фону, на клобуке и даже на личнoм. Вверху на тёмно-оливковом фоне сделана надпись светлой охрой: «Ириней епископъ вологодскiй.» (по начертанию идентична надписи на более позднем портрете епископа Арсения (Тодорского), Вологодский музей-заповедник).



 
PR-CY.ru