ИРИНЕЙ, Братанович (Братановский) Иван - Страница 3

В 1785 г. А. Братановский писал Николаю Николаевичу Бантыш-Каменскому: «Вологда наша жатвою многою, а семинария делателями многими похвалиться может, поче же в преподавании иностранных языков; ибо учится она и у священного еврея, и у премудрого грека, и у вежливого француза, и у думного немца». После того как в 1788 г. указом Синода была упразднена Устюжская духовная семинария, клирики обратились к Иринею с прошением – «оставить в Устюге четыре низших семинарских класса на их коште квартиры и отопление». Архиерей разрешил просителям иметь в городе четыре низших класса семинарии, а также учредил два высших класса – поэзии и риторики. По инициативе Иринея регулярно пополнялась семинарская библиотека. Так, в 1790 г. епископ повелел настоятелям монастырей прислать в Вологодскую духовную семинарию богослужебные книги. В 1778 г. основал семинарии в Кириллове и Белозерске, затем несколько духовных училищ (в том числе в Вологде, Тотьме, Сольвычегодске, Лальске), участвовал в основании первой народной школы (1781 г.) в Вологде, активно противодействовал распространению раскола в своей епархии (особенно в Шенкурском уезде), назначая в приходы образованных священников. Епископ не был лишён литературного таланта. Издатель проповедей Иринея Павел Иванович Савваитов называл его «проповедником Екатерининского века». К началу XX в. в библиотеке Московской духовной академии хранилось около 60 рукописей проповедей Иринея. За годы архиерейского служения Ириней рукоположил девять игуменов, 25 иеромонахов, 696 священников, 354 диакона. В 1793 г. Ириней учредил новое положение о доходах приходского духовенства, согласно которому половина доходов и земли отчислялась священнику, вторая половина делилась в определённой пропорции между дьяконом и пономарём. В 1804 г. по жалобам недовольных дьяконов вологодское епархиальное начальство обращалось в Синод с просьбой сократить жалованье священников до одной трети, но Синод снова утвердил положение Иринея. В 1810 г. оно было разослано по Вологодской епархии в качестве приложения к указу епископа Евгения (Болховитинова). Среди вологжан Ириней получил прозвание Добрый. За счёт средств Вологодского архиерейского дома для престарелых и овдовевших священников, дьяконов, дьячков и членов их семей содержалась богадельня, в которой обыкновенно проживало 50–60 человек, по личному распоряжению архиерея отпускались деньги на погребение умерших в богадельне. Кроме того, в городе существовали ещё три домовые богадельни, на содержание которых каждые полгода выдавались деньги. Так, в январе 1794 г. было «выдано по приказанию его преосвященства в три домовыя богадельни в каждую по пяти рублев, всего 15 рублев» (Российская государственная библиотека). В пересказах XIX в. сохранились воспоминания современников о добродушии архиерея. Однажды поздно вечером Ириней вышел в сад и увидел вора с полным мешком овощей. Увидев Иринея, вор растерялся. Святитель помог ему поднять тяжёлый мешок со словами: «Торопись убираться из сада, пока не застал тебя архиерейский эконом; а худо будет, если он тебя увидит».

 



 
PR-CY.ru