ИРИНА - Страница 2

Исследователь полагал, что память Ирины содержалась в первоначальной рукописи. Это является доказательством почитания святой в мосарабскую эпоху. Однако Хуан Вивес Гатель и А. Фабрега Грау полагали, что мосарабская рукопись (датированная ими первой половиной X в.) во время копирования была интерполирована Тотмундом, поэтому память Ирины, скорее всего, была вставлена лишь в XI в. От имени Ирины по одной из существующих версий происходит название города Сантарен. Последовательным сторонником этой гипотезы является португальский исследователь А. ди Жезуш да Коста, который указал на то, что в XI–XII вв. бытовали такие формы названия, как Santarene и Sactarena, а также лат. Sancta Herena. П. Давид связывал это название с почитанием восточной мученицы Ирины (см. ст. Агапия, Хиония и Ирина), которой, по его мнению, была посвящена городская церковь. М. ди Оливейра отрицал историческое основание легенды об Ирине, полагая, что автор рукописи леонского антифонария ошибся. Он прочитал упоминание о мученице Ирине под 1 апраля в Силосском календаре 1052 г. как название города Sanctarene. Эта ошибка привела к возникновению легенды об испанской мученице Ирине, по имени которой был назван город. Болландист Б. де Геффье счёл гипотезы П. Давида и М. ди Оливейры необоснованными и предположил, что Ирина, почитавшаяся в Сантарене, была древней местной святой. Х. Перес де Урбель, указав на позднюю датировку предания об Ирине и на его «жонглёрский» характер, тем не менее, отстаивал наличие в нём достоверной основы. С мнением Х. Переса де Урбеля соглашался и А. Жезуш да Коста, который считал позицию М. ди Оливейры гиперкритической и поддерживал версию об исторической основе легенды об Ирине. Однако современный исследователь Л. Мата на основании данных арабских источников отрицает происхождение названия Сантарен от имени Ирина и указывает на то, что почитание святой возникло сравнительно поздно и первоначально носило народный характер. Составление латинского Жития Ирины Л. Мата связывает со стремлением позднесредневековых португальских агиографов «воссоздать» вымышленную историю христианской Португалии в римскую и вестготскую эпоху. Достоверные сведения о почитании Ирины в Португалии относятся к периоду после завоевания Сантарена королём Афонсу I Энрикишем (1147 г.). Святая считалась покровительницей города Сантарен и монастыря Христа в Томаре (центра Португальской провинции Ордена тамплиеров, с 1319 г. – ордена Христа). В 1336 г. в Томаре было основано братство св. Ирины. В 1403 г. Лиссабонский архиепископ Жуан Эстевиш ди Азамбужа постановил, что память Ирины 20 октября должна праздноваться во всех храмах города и в архидиаконии Сантарен. В 1586 г. память Ирины была внесена кардиналом Цезарем Баронием в «Римский Мартиролог». В 1162 г. впервые упоминается церковь во имя св. Ирины в современной фрегезии Санта-Ирия-да-Рибейра-ди-Сантарен, при которой в XIV в. существовал капитул каноников (упразднён в 1851 г.). По местному преданию, храм был основан в вестготскую эпоху, однако сведения об этом отсутствуют. Наиболее ранние части существующего здания, выдержанного в формах провинциального португальского барокко конца XVII – XVIII вв., относятся к XV в.



 
PR-CY.ru