ИРИНА

ИРИНА (VII в.?) – святая (память в Западной церкви 20 октября). Подробные сведения об Ирине содержатся в позднем Житии, которое включено в печатные бревиарии Браги (1494 г.) и Эворы (1548 г.). Согласно Житию, в 653 г., когда бывшей римской провинцией Лузитания (на территории современной Испании и Португалии) управлял Кастинальд, в монастыре Богоматери (близ современного города Томар) жила благочестивая монахиня Ирина, дочь знатных жителей Эрмигия и Евгении. Недалеко от монастыря находился дворец Кастинальда. Раз в год Ирина вместе с сёстрами отца Кастой и Иустой приходила из обители во дворцовую церковь св. Петра, где находились реликвии многих святых. Однажды Бритальд, юный сын правителя, услышав о красоте Ирины, воспользовался случаем и пришёл в храм. Увидев Ирину, он воспылал к ней страстью. Мучимый совестью, Бритальд тяжело заболел, однако никому не сказал о причине недуга. Это было чудесным образом открыто Ирине, которая пришла к Бритальду и обещала исцеление, если юноша откажется от своих чувств. Бритальд согласился с условием, что Ирина никогда не вступит в связь с другим мужчиной. Узнав о том, что святая исцелила юношу, Кастинальд щедро одарил монастырь. Через два года духовник Ирины монах Ремигий, одержимый дьяволом, также воспылал страстью к святой и стал её домогаться. Получив отказ, монах напоил её волшебным зельем, которое вызывало внешние признаки беременности. Бритальд решил, что святая нарушила данное ему обещание. Собрав воинов, он подстерег её за стенами монастыря, заткнул деве рот и, сорвав с неё одежды, перерезал ей горло. Впоследствии Бритальд и Ремигий раскаялись и отправились в Рим, где до самой смерти несли епитимию. Тело Ирины, брошенное убийцами в реку, приплыло к городу Скалабис (ныне Сантарен). Местонахождение останков святой было открыто аббату Селию, который собрал людей и отправился на их поиски. Воды реки Тежу отступили, и взору собравшихся открылся прекрасный саркофаг, в котором почивало тело святой. Поскольку саркофаг было невозможно сдвинуть с места, решили оставить гробницу в реке, взяв лишь частицы волос и одежды св. девы в качестве святыни. Затем река вернулась в прежнее русло, скрыв саркофаг, а от реликвий Ирины совершилось множество чудес. Предание об Ирине легло в основу сюжета народной «Песни о св. Ирии» («Romance de Santa Iria»), впервые записанной в 1842 г. в Сантарене. Исследователи отмечали, что «эта романтическая легенда лишена исторического основания» и, вероятно, оформилась в позднейшую эпоху. Самое раннее свидетельство существования легенды о мученичестве Ирины – заметка в календаре кафедрального собора города Коимбра (первая половины XIV в.). Упоминание об Ирине в календаре мосарабского антифонария из Леона под 20 октября (sce erene urg in scallabi castro) является древнейшим свидетельством её почитания, однако датировка записи остаётся спорной. Антифонарий является копией, выполненной в 1069 г. монахом Тотмундом с рукописи, которую переписчик датировал 672 г. По мнению Хусто Переса де Урбеля, образцом служил не вестготский, а мосарабский антифонарий начала IX в., происходивший из города Бежа (современная Португалия) и доставленный в 913 г. в Леон королю Ордоньо II.

 



 
PR-CY.ru