ИЖЕВСКАЯ И УДМУРТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 6

Возрождение духовной жизни в епархии в первые послевоенные годы было отмечено рядом значимых для верующих событий. 16 марта 1947 г. в Свято-Троицком кафедральном соборе верующие встречали частицу мощей великомученика Пантелеимона, привезённую иеромонахом Агафангелом из Сарапула (раньше святыня находилась в сарапульском Благовещенском женском монастыре). 7 января 1952 г. Совет министров Удмуртской АССР принял решение о передаче церковного имущества из снесённой часовни во имя великомученицы Екатерины в селе Паздеры в Вознесенскую церковь в селе Перевозном Воткинского района, возвращённую епархии в 1943 г. В результате в Вознесенскую церковь была принесена одна из наиболее почитаемых святынь Удмуртии – чудотворное скульптурное распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом (конец XVIII – начало XIX вв.; местное название образа – «живая икона»). Поток верующих к «живой иконе» не ослабевал даже в 1920–1930 гг. В 1950 гг. Вознесенская церковь в Перевозном стала местом паломничества не только верующих из Удмуртии, но и из Молотовской области (ныне Пермский край), Башкирской и Татарской АССР. В 1961 г. после смещения с Ижевской кафедры епископа Михаила (Чуба) «живую икону» по требованию властей убрали в алтарь храма, в 1990 г. святыня была возвращена на прежнее место и вновь стала доступна для поклонения верующих. 31 июля 1952 г. на Ижевскую кафедру вступил архиепископ Иувеналий (Килин), который ревностно следил за соблюдением в храмах епархии богослужебного устава. Несмотря на преклонный возраст, несколько раз в неделю он возглавлял службы в кафедральном Троицком соборе, часто выезжал в приходы, где совершал богослужения с участием хора Троицкого собора; рассылал настоятелям храмов наставления о порядке совершения богослужений, а также тексты проповедей, активизировал деятельность благочинных. К 1 января 1955 г. в Ижевской епархии действовало 29 храмов, в клире епархии состояло 54 священнослужителя (43 священника и 11 диаконов). К 1 января 1958 г. в 10 из 29 районов Удмуртской АССР не было ни одной действующей церкви. В результате нового этапа гонений на церковь к началу 1960 г. действующих храмов не было в 12 районах республики, в 1961 г. – в 13 районах. К началу 1965 г. в Удмуртии сохранилось 18 действующих православных церквей в девяти районах из 19 и в четырёх городах из пяти. В ходе антирелигиозной кампании в Удмуртии имели место случаи публичного снятия священниками сана и отречения от церкви. Посещаемость храмов в эти годы оставалась высокой, на богослужениях присутствовали женщины, мужчины, молодёжь, дети дошкольного и школьного возраста. В храмы Удмуртии приходили не только местные жители. В 1960 г. уполномоченный по делам РПЦ обнаружил, что церковь в селе Новогорском Граховского района посещали верующие из Татарской АССР, церкви Воткинска и Сарапула – верующие из Пермской области. В 1964 г. было выявлено посещение церкви в селе Можга верующими из Татарской АССР и Кировской области, церкви в селе Васильевском Красногорского района – верующими из Кировской области. В марте 1959 г. на Ижевскую кафедру был назначен епископ Михаил (Чуб), стремившийся противостоять давлению на церковь со стороны советских и партийных органов. В 1960 г. епископ Михаил сделал попытку пригласить в Ижевскую и Удмуртскую епархию священников с Украины и из Белоруссии, но она не увенчалась успехом.

 



 
PR-CY.ru