ИОНАТ - Страница 2

Исследователи (например, Д. Мизонн) высказывали сомнения в достоверности предания об Ионате и об основании монастыря Мархианы. Самое раннее упоминание о монастыре содержится во втором Житии св. Аманда, составленном в третьей четверти IX в. Милоном Эльнонским. Приведённый им перечень обителей, основанных св. Амандом, исследователи считают достоверным, однако более подробные сведения об основании монастыря Мархианы в Житии св. Аманда отсутствуют. По свидетельству Хукбальда, к началу X в. достоверные сведения об истории монастыря были утрачены: прожив долгое время в Эльноне, он никогда не слышал о Риктруде и других святых монастыря Мархианы. Когда насельники монастыря просили Хукбальда составить Житие св. Риктруды, агиограф колебался, т.к. не располагал необходимыми источниками. Он приступил к работе только после получения разрозненных фрагментов текстов, которые подтверждали предания о Риктруде, сохранявшиеся в монастыре. Агиограф объяснял скудость сведений по истории монастыря тем, что все документы были утрачены во время разорения обители норманнами (возможно, в 881 или в 883 г.). Сведения об упадке небольших монастырей в окрестностях Эльнона из-за нападений норманнов подтверждаются данными археологических раскопок, но на положение монастыря Мархианы могла повлиять также частичная секуляризация земельных владений обители императором Карлом Лысым в 876 г. По мнению исследователей, в эпоху Хукбальда монастырь находился в тяжёлом положении: «По-видимому, была утрачена память о местонахождении гробниц почитаемых святых – Риктруды, Мавронта, Евсевии и Ионата. Все письменные документы, относящиеся к истории обители, исчезли (если они вообще существовали). Монастырская устная традиция была запутанной и содержала ошибочные данные». Пытаясь восстановить историю основания монастыря Мархианы, агиограф не избежал неверной трактовки сведений источников и упоминаний о вымышленных событиях и персонажах. В преданиях, использованных Хукбальдом, главную роль играли Риктруда и члены её семьи, тогда как Ионат рассматривался как второстепенная персона. В самом начале XI в. монастырь был женским, поэтому наиболее чтимыми святыми в нём считались Риктруда и её дочь Евсевия. Согласно легенде, изложенной в «Деяниях епископов Камбре» (около 1024 г.), обитель была основана Риктрудой по совету св. Аманда, об Ионате в источнике не упоминается. Та же тенденция прослеживается после 1024 г., когда Маршьен был передан Ледуину, аббату монастыря св. Ведаста в Аррасе, и стал мужской обителью.

 



 
PR-CY.ru